История кораблекрушений ведет свой отсчет, наверное, с  того мгновения, когда первый из наших предков, влекомый жаждой странствий и приключений, решился на рискованное плавание по мор­ским просторам, а набежавшая волна или риф на его пути оказались непреодолимым препятствием. И вряд ли кому могла тогда прийти в голову мысль зафиксировать его отплытие, а впоследствии про­следить судьбу исчезнувших в голубой дали. И уж тем более на основе разрозненных данных или по слухам составить список всех разбитых штормами, затертых льдами или пропавших без вести в морях и океанах русских кораблей. Чаще всего в ту пору они становились лишь предметом сожаления вла­дельцев и горькой памяти родных и близких моряков.

Океанские пучины хранят свои тайны надежно. И если исторические документы содержат более или менее точные сведения о моряках и кораблях, погибших у родных берегов, то выявить всех, потерпев­ших крушение вдали от родной земли, много сложнее. Здесь не будут указаны корабли, гибель которых не связана с потерями в экипаже и пассажиров.

Процесс получения сведений о кораблекрушениях в ХVIII веке, по всей вероятности, носил случай­ный характер. Поэтому известия о гибели того или иного корабля встречаются редко, подробности излагаются очень скудно, а об именах погибших матросов и говорить не приходится. В этой главе не будут скрупулезно описываться все причины и следствия катастроф. Задачей стояло найти и вспом­нить фамилии или хотя бы количество погибших русских моряков. Более подробно большинство из этих случаев уже описано в таких капитальных трудах как: А. Соколов “Летопись крушений и пожаров судов русского флота. 1713-1853 г. г. ”, А. Кротков “Повседневная запись замечательных событий в рус­ском флоте”, “Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота” и др. Хочется еще отметить, что несмотря на размеры списка потерпевших кораблей, он не так велик, как кажется, учитывая продолжительность рассматриваемого периода, техническое оснащение кораблей и гидрографическое — морей. И, конечно, — высокий профессионализм офицеров и матросов, их мужес­тво и отвага при встрече со смертельной опасностью.

Одним из первых известных крушений была гибель у Лафонтенских островов (Норвегия) двух ново­построенных в Архангельске кораблей, следовавших в Кронштадт. В 1712 г., штормом их выбросило на скалы, все члены экипажей погибли. Пока не известно ни точного места крушения, ни количества и имён погибших.

В 1714 г., окрылённый первым успехом у Гангута, русский флот двинулся вдоль побережья Финляндии, захватывая прибрежные города. Но погода нанесла ему большее поражение, чем встреча с непри­ятелем. 23 сентября 1714 г. около г. Кристиенстадта (Кристиананкаупунки, Финляндия), в 4 милях от города, штормом разбросало суда и часть из них затонула. Погибли:

— СКРЯБИН Лаврентий, поручик Кексгольмского полка

— подполковник — 1, майор — 1, капи­танов — 2, рядовых — 277 чел.

Из моряков: капитан-поручик — 1, поручик — 1, матросов — 4 чел. Отдельно от отряда затонула на камнях в этом же районе скампавея, на которой погибли:

НЕСВИЦКИЙ, князь, подполковник Воронежского полка, а также секунд-майор 2-го гренадёрского полка и 28 рядовых.

10 октября того же года у о. Рефсо погибает ещё одна скампавея, на которой гибнет в море 61 чел., в том числе:

ЛИХУДЬЕВ Анастас, князь, поручик — МАГДЕЛИНО Паниоти Николаев, капитан-поручик, грек, принят на службу в 1703 г.

Чуть позже, в октябре, на пути от г. Васе (Вааса)  к Ню Карлебю (Нюкарлебю), в шторм разбились и утонули 16 скампавей, 7 шлюпок и 5 лодок. На них погибло около 290 чел. Конкретных фамилий погибших выяснить не удалось.

В августе 1715 г. под общим командованием Ивана Сенявина вышли из Архангельска в Балтийское море 4 новопостроенных 52-пушечных корабля (“Уриил”, “Селафаил”, “Варахаил”, “Ягудиил”) и яхта “Транспорт-Роял”, подаренная в 1697 г. Петру I английским королем. После необыкновенно трудного плавания все корабли добрались до Копенгагена, за исключением яхты, которая разбилась в шторм у Гётеборга (Швеция), причем погибла большая часть команды. 20 членов экипажа были спасены, но взяты шведами в плен. В плену скончался:

ХУТЧИНСОН (ХАТЧИНСОН), англичанин, капитан 1 ранга, командир яхты, умер в Мастерландской крепости (о. Марстранд, Швеция) в 1716-1717 г. г.

24 мая 1740 г., по ошибке в счислении почти на целый градус широты, фрегат “Амстердам-Галей” (ко­мандир — лейтенант Малыгин С. Г.) , вместо о. Борнхольм подошел к берегам Померании, близь Грей­сфальдер-эйе (Грайфсвальд, Германия), бросил якоря, не удержался и был выброшен на берег и разбит. В донесении указыва­лось, что при высадке жертв не было, но после “от мокроты и стужи” умерло 3 чел.

В те времена, среди терпящих кораблекрушения, нередко можно было обнаружить моряков, чьи имена впоследствии становились достоянием нашей истории. Например, известный мореплаватель Харитон Лаптев, будучи лейтенантом, в августе 1740 г. потерпел тяжелейшее крушение в Северном Ледовитом океане, где его дубель-шлюпка “Якутск” оказалась разломанной льдами. Восемнадцать лет спустя (1758 г.), в звании капитана 2 ранга, он вновь испытал на себе удар стихии в проливе Ска­геррак, где новопостроенный 66-пушечный корабль под его командованием был выброшен штормом на берег. На пути из Архангельска в Кронштадт сначала штормом 13-14 августа 1758 г. были снесены все три мачты корабля. При этом погибли два матроса. А затем, 19 сентября, как отмечал сам коман­дир, “по несчастию нашему и неудобосверительному счислению”, корабль оказался переброшенным через рифы на песчаную отмель у м. Скаген (Дания) в 500 метрах от берега северной части г. Торнбю. Затонувший корабль при выходе из Архангельска имел на борту 483 чело­века, имена которых сохранились в списке, составленном в портовой конторе г. Архангельска с после­дующими пометками, сделанными в мае 1759 г., о погибших и умерших на берегу членах команды в период с июля 1758 по апрель 1759 г. Погибли:

ЛАПТЕВ Федот (Феодор), мичман, и 15 чел. нижних чинов, затонули на перевернувшейся шлюпке

Еще 25 человек умерли на берегу во время пребывания в Дании.

Маловероятно, что удастся установить их имена, поскольку нет пока никаких данных даже о мичмане Лаптеве, хотя, как отмечается в некоторых источниках, он приходится племянником Х. П. Лаптева.

Летом 1944 г. в Дании в окрестностях современного Хиртсхальса (дат. Hirtshals, Северная Ютландия) были найдены обломки этого русского корабля. Никаких следов о пребывании спасшихся членов эки­пажа в этих местах не осталось, но на лютеранском кладбище Хорне (Horne) сохранилась одна могила в которой, согласно записи в церковной книге, 15 ноября 1758 г. был похоронен русский корабельный священик. В книге отмечено, что на церемонии присутствовали все офицеры, солдаты и матросы с затонувшего корабля.

— ЮРЬЕВ Стефан, корабельный священик, умер 30 октября 1758 г.

Пакетбот “Курьер” под командованием лейтенанта Косливцева был отправлен с больными из эскадрыадмирала Полянского в Ревель. Ночью 12 сентября 1759 г. он разбился у Данцига (Гданьск, Польша). При крушении погибло 2 чел. Ни имен, ни сведений о захоронении не имеется.

Во время  Семилетней войны с Пруссией в 1758 г. погибли в южной части Балтийского моря 11 транс­портов со всеми экипажами и грузами, отправленные к крепости Кольберг, что послужило одной из причин снятия осады в этом году.

В ноябре 1760 г., следуя из Кронштадта в Архангельск, пинк “Единорог” под командованием корабель­ного секретаря В. Булгакова, застигнутый штормом, встал на якорь у о. Гиттерен (Норвегия). Посланная на берег шлюпка привезла лоцманов. Но командир вновь отправил шлюпку с 10 матросами на берег. Они и оказались свидетелями трагедии, поскольку не смогли возвратиться на корабль из-за усиливаю­щегося ветра. На другой день они видели свой пинк без мачты, ещё державшимся на якоре. На третий день от корабля не осталось и следа. Погибли:

БУЛГАКОВ Василий, командир

МИТЯКОВ Григорий, мичман — ПРАИЧ, гардемарин

На другой день штормом выкинуло на берег трупы 15 нижних чинов, которые и были похоронены на местном кладбище. Вряд ли жители острова сохранили воспоминание об этом крушении. Однако вполне вероятно, что им известно место захоронения погибших моряков, тем более, что 10, оставших­ся в живых, какое-то время жили у норвежцев. Сохранились сведения, что когда местные жители на­чали растаскивать свинец и железо с останков российского корабля, на их пути встали наши матросы, объясняя, что “имущество казенное”. Местные жители чуть не убили их за это, но моряков защитил хозяин, у которого они жили.

10 октября 1769 г., ночью, отстало от эскадры контр-адмирала Эльфинстона, следующей из Кронш­тадта в Средиземное море, транспортное судно “Чичагов” под командованием капитан-лейтенанта В. Пояркова. Пытаясь найти потерянную эскадру судно выскочило на Поркалауддский риф, где и раз­билось (недалеко от Хельсинки). Погибло 7 чел. — подлекарь и 6 матросов. Командир был оправдан. Вахтенный лейтенант Пылаев за неверное счисление дрейфа был разжалован в матросы до выслуги, мичман Зиновьев и 3 штурмана за самовольную смену курса — в рядовые на время. По случаю победы при Чесме, — все были Высочайше прощены.

5 ноября 1770 г. 70-пушечный корабль “Родос” (командир капитан 1 ранга Круз А. И.) , взятый у турок в Чесменском сражении и предназначенный к отправке в Россию, был вынужден от крепкого ветра, потери парусов и сильной течи, спуститься к о. Цериго (Китира). На другой день корабль чуть не зато­нул, команда и офицеры были обессилены болезнями и беспрерывной борьбой со стихией. Ночью корабль спустился в б. Мазата на полуострове Майна (Мани) и, почти затонувший, он был выброшен на мель. Экипаж был свезён на берег и жил в палатках. Местные жители отнеслись к русским морякам с враждебностью, даже пресную воду продавали умирающим людям по баснословным ценам. Здесь умерли от истощения и болезней:

АБАТУРОВ, прапорщик — ДЕМЬЯНОВ Михаил, мичман, и 21 матрос

Корабль, чтобы не достаться неприятелю, был сожжён 7 ноября, а 16 ноября команда была перевезе­на на нанятых судах в п. Ауза (Наусса, о. Парос).

В октябре-ноябре 1771 г. новопостроенный корабль № 2 («Вечеслав») осуществлял переход из Архангельска в Кронштадт. Недалеко от п. Истад (Швеция) корабль сел на мель. Погибло 6 матросов. Корабль остался цел, был снят с мели и отведен на ремонт в п. Карлсхамн (Швеция) где и простоял всю зиму.

Корабль “Азия” (командир — капитан 1 ранга Толбузин) 7 февраля 1773 г. вышел от о. Миконо (Греция) к о. Имбро (о. Гёкчеада, Турция) и пропал без вести. Погибло 439 чел., нашли только бизань-мачту и несколько обломков, прибитых к берегам о. Миконо. Среди погибших:

ТОЛБУЗИН Никифор Васильевич, капитан 1 ранга, командир корабля, закончил Морской Корпус в 1745 г.

— ГОТОВЦЕВ Михаил, подпоручик солдатской команды — ДРУЖИНИН Семен, клерк — ДУБАСОВ Фёдор, лейтенант, закончил Морской Корпус в 1757 г., участник осады Кольберга в 1760-1761 г. г. – ЕЛАШЕВ Петр, штурманский ученик – ЗДЫШКОВ Семен, комиссар — ЗЕЛЕНИН Василий, подштурман – ИВАНОВ Савва, лекарь — КАСИКОВ Иван, штурманКОЛЮПАНОВ Пётр, мичман – МИХАЙЛОВ Савелий, штурманНЕРУЧЕВ Давид, лейтенантОБОЛЬЯНИНОВ Данило Иванович, мичман – ПЕСТРЕЦОВ Федор, шкипер — ПОЛУБОЯРКОВ Степан, штурманский ученик – РОДИЧЕВ Иван, лекарский ученик — САРЫЧЕВ Григорий, подшкиперфон СИВЕРС Карл, мичман – СТЕПАНОВ Еким, подштурманТОЛБУЗИН Алексей, мичман — ТОЛОКНЕЕВ Алексей, лейтенант – ХАРИТОНОВ Андреян, лекарский ученик

В рапорте адмирала Спиридова Адмиралтейств-коллегии от 01 июня 1773 г. очень полно проанали­зирована метереологическая обстановка в Эгейском море в момент гибели корабля – с 10 по 13 фев­раля сильные штормовые северные ветра. По информации, полученной от жителей острова Псаро, неизвестный военный корабль 10 февраля встал на якорь недалеко от острова, но к утру 11 февраля его уже не было на месте. В течение небольшого промежутка времени после этого на берега островов Миконо, Тино, Сира и Наксос выкинуло различные корабельные принадлежности, в том числе компас­ный корпус с надписью «Азия» и сундук с офицерским обмундированием. По всем признакам корабль вынесло и разбило штормом на скалах Калойери в море между островами Хиос и Эвбея.

Виновником трагедии, произошедшей с фрегатом “Минерва”, оказался командир корабля — капитан-лейтенант А. Воейков. Она произошла 10 октября 1774 г., когда фрегат с гардемаринами и солдатами на борту находился на пути из Ревеля в Кронштадт. Вместо ожидаемого открытия о. Родшер, корабль оказался на камнях Урренгрунта (возможно район Суурпелинки, Финляндия) — на 19 миль севернее счислимого места. Было предположение, что на борту все спали. Как бы там ни было, но командир растерялся и одним из первых сошел с фрегата на скалы берега. Корабль разбился, погибло 95 из 164 чел. Спасшиеся провели четверо суток на голых камнях без пищи, воды и почти раздетые. Воейков был разжалован в матросы. Примечательно, что представляя этот приговор адмиралтейств-коллегия предлагала графу Чернышеву “поднести экстракт из него” на утверждение Его Высочества (Павла Петровича), на что он отвечал, что “о подобных, до наказания, принадле­жащих делах, докладывать Его Императорскому Высочеству я не могу, опасаясь оскорбить его чувстви­тельность”. Из всех погибших удалось установить имена:

— ВАШУТИН Андрей, капрал — ДОМОГАЦКИЙ Дмитрий, прапорщикДОМОГАЦКИЙ Иван, кадет артиллерийский ДУБАСОВ Ефим, гардемаринЕРГОЛЬСКИЙ Иван, гардемаринКОРАЛЛИ (КОРОЛЛИ) Кристиан, артиллерийский капитан – ЛАРИОНОВ Иван, гардемарин —  ЛИХНОВСКИЙ Василий, кадет артиллерийский — МАХОТИН Степан, гардемарин — МЯЧКОВ Влас, капрал – НЕКЛЮДОВ Александр, гардемаринНИЗОВЦЕВ Алексей, кадетСЛИТКОВ, штурман, прапорщик – СТЕПАНОВ Евгений, гардемарин

О месте захоронения утонувших ничего не известно, хотя какие-нибудь данные могут быть в п. Ловиса (Финляндия), куда доставили всех спасшихся членов экипажа и пассажиров.

9 сентября 1780 г. был выброшен штормом на камни о. Гриф-скерри (Шетландские острова, Вели­кобритания) пинк “Евстафий” под командованием капитан-лейтенанта А. Т. Маркова. Погибли 176 нижних чинов, 6 женщин, 3 детей. Среди погибших:

МАРКОВ Александр Тихонович, капитан-лейтенант, командир пинка

ЕЛЕЦКИЙ, штурман — БЕРДЯЕВ Николай, лейтенант — БЕСТУЖЕВ Сила Иванович, лейтенант — НАУМОВ Степан Афанасьевич, мичман — ХАРЛАМОВ Яков Макарович, лейтенант

        Летом 1972 г. группа бельгийских водолазов, пользуясь передававшимися из поколения в поколение рассказами рыбаков, нашла останки «Евстафия». Они обнаружили 18 пушек, много ядер и предметы быта матросов. Где все это сейчас пока не известно.

По Указу Екатерины II в 1780 году были снаряжены три эскадры для охраны торговых путей в Северном море, Атлантике и Средиземном море. Корабль «Слава России» входил в состав эскадры, состоящей из семи кораблей, под командованием адмирала Борисова. Задача этой эскадры состояла в защите торговых путей Средиземного моря.

В октябре 1780 года эскадра прошла Гибралтарский пролив и направилась к итальянскому порту Ли­ворно. Линейный корабль «Слава России», отстает от эскадры и штормом сносится в сторону Йерских островов вблизи Тулона. В ночь на 23 октября корабль разбивается на камнях острова Левант. Рыбаки города Йер оказали помощь терпящим бедствие. Было спасено 446 членов экипажа за исключением 11 больных, которые находились в трюме и не смогли выбраться наверх. Среди спасенных, уже на берегу, от холода и болезней умерло еще три человека.

В 1957 г. рыбак из небольшого городка Пор-Кро на средиземноморском побережье Франции обнару­жил в своих сетях деревянные обломки корабельных конструкций. Узнав об этом, любитель-аквалан­гист Де Ланко стал исследовать дно в указанном рыбаком районе и на глубине 40 м обнаружил пушку. В поиски включился офицер французского флота — капитан 1 ранга Тайе. Он извлек на поверхность еще десять пушек и переправил их в морской музей Тур Ройяль. В конце прошлого века французские подводные исследователи вернулись к острову. Удалось поднять много медных и серебряных монет, остатков холодного и огнестрельного оружия, пуль, ядер, оловянную столовую посуду. Среди находок есть представляющие большую художественную ценность и хорошо сохранившиеся нагрудные кресты и иконы.

По окончании работ было принято решение все найденные предметы поместить в музее националь­ного парка города Пор-Кро. Находкам отведена большая комната, которая получила название «Русс­кого зала».

К сожалению никакого памятного знака на месте крушения корабля и гибели моряков нет.

Яхта «Миус» в 1782 г. выполнила задание по перевозке русского консула из Херсона в Смирну. На обратном пути в Черное море яхта пропала без вести. Поиски около берегов Грузии и Абхазии результатов не дали. Погибли:

— ЛАВРОВ Яков Иванович, капитан-лейтенант, командир яхты и весь экипаж

Во время русско-турецкой войны, в 1787 г., в Чёрном море штормом отнесло от эскадры фрегат “Крым” и он пропал без вести. Погибли:

СЕЛИВЕРСТОВ Николай Федорович, капитан-лейтенант, командир фрегата

— БРЫЗГУНОВ Алексей, поручикКОБЫЛИН Андрей, комиссар прапор. чинаМЕТТАМ Джон, лейтенант – МУРАНОВ Федор, лейтенант морской артиллерии — ПАШИННИКОВ Семен, шкиперРУБЕЦ Василий Ива­нович, мичман — РЫНДИН Иван, мичман

и вся команда (около 300 чел.).

В этот же шторм 64-пушечный корабль “Мария Магдалина” потерял все мачты, шлюпки, волнами был разбит руль и сломан румпель. Пушки с верхнего дека, для облегчения корабля, были сброшены за борт, но это мало помогло, — палуба с обеих бортов отходила почти на 10 см, вода прибывала и люди не успевали её отливать. Когда вода в трюме поднялась выше трёх метров, корабль ветром и течени­ем пригнало к проливу Босфор. 13 сентября экипаж корабля был взят в плен турками в котором они пробыли более 4-х лет. Из 396 членов экипажа, оказавшихся в плену, к 1792 г. в живых осталось 139 чел. Эпидемия чумы, суровые условия содержания в стамбульской тюрьме, тяжёлые работы, — сделали своё дело. Известна лишь небольшая часть умерших:

АЛЕКСИАНО Фёдор, мичман — БЕРНГАРД Иоганн, врач — ГЛУШЕНИННОВ Степан, лейтенант ИВАНОВ Дмитрий, матрос — МИСАИЛ, иеромонах — РУКИН Иван, комиссар — ШЕРИДОВ, матрос

После заключения мира с Турцией в 1791 г., оставшиеся в живых вернулись на Родину. Командир ко­рабля “Мария Магдалина”, англичанин, капитан 1 ранга Тиздель был исключён из русской службы и отослан за границу, несмотря на все его попытки доказать свою невиновность и получить прощение. По преданию, пере­дававшемуся в роду Тизделей, он был всё-таки прощён, вернулся к семье в Севастополь и там скон­чался.

В ходе русско-шведской войны 1788-1790 г.г. в финских шхерах пропали без вести 8 канонерских гребных лодок. Погибло более 500 чел. Об их судьбе ничего не известно.

1 декабря 1796 г. шторм выбросил на берег полуострова Ютландия (Дания), около маяка Аггер, фре­гат “Михаил”, который перевозил десантные войска из Кронштадта в Портсмут. Слаженные действия экипажа позволили начать переправку с гибнувшего судна личного состава десанта. При этом погиб:

ИВАНОВ И. А., капитан-лейтенант, командир корабля, родился 28 мая 1760 г. в Тульской губ., в 1771 г. поступил в Морской Кадетский Корпус, участвовал в плавании в Средиземном море, кавалер ордена Св. Владимира 4 ст.

26 октября 1799 г. транспорт N1 (командир — мичман А. Першин) на пути из Роченсальма к шведскойгранице, в районе Абборфорса, шквалом повалило на бок и понесло на камни о. Ланго-Мумпиер (Финляндия). Удар был такой силы, что судно моментально развалилось. Погибло 9 чел. Командир был разжалован в матросы на месяц.

Закрывают печальный список кораблекрушений ХVIII века, трагедии на Черном море. Поистине роко­выми стали воды около о. Св. Георгия в устье Дуная (Румыния). 4 апреля 1792 г. здесь был выброшен на рифы брандер N1 (в некоторых документах – лансон «Св. Андрей»). Погибли командир и 38 чел. команды судна:

ВАРВАРАКИ, лейтенант, командир корабля

15 октября 1798 г. здесь же были разбиты штормом два российских фрегата — “Царь Константин” и “Федор Стратилат”. На фрегате “Царь Константин” погибли:

ОВЦЫН Иван Тихонович, контр-адмирал

ТРИГОНИН Иван Николаевич, капитан-лейтенант, командир корабля

АГАНЕИЧ Парфентий, штурман — АНАСТАСЬЕВ Егор, лейтенант — АНДРЕЕВ Матвей, клерк — БАБИН Петр, мичман — БОЯРСКИЙ Григорий, констапель — БРИО Иван Иванович, мичман — ВЛАХОПУЛО Изот, капитан-лейте­нант — ГОРБУНОВ Петр, лейтенант — ДИРИН Василий, мичман — КИРЕЕВ Александр, шхипер — ЛУКЬЯНО­ВИЧ (ЛУКЬЯНОВ) Павел, мичман — ПОПОВ Андрей, мичман — РЫЖАНСКИЙ Иван, лекарь — СКОРДИЛИ Егор (Георгий), мичман — ТУРОВСКИЙ Даниил Степанович, лейтенант — УЛЬЯНОВ Петр, комиссар

Из свиты контр-адмирала:

ГАЛКИН Иосиф Григорьевич, мичман — КОШКИН Захар, клерк — САЖИН Афанасий, штурман – ЧАЛАКИ Антон, лоцман

Нижних чинов — 377 чел. и 34 чел. из батальона морских солдат.

На фрегате “Федор Стратилат”:

ФАБРИЦЫН Леопольд, капитан-лейтенант, командир фрегата

— АРЕФЬЕВ Алексей, лекарьБУТОВИЧ Константин, мичман — ДЕ ФАБР Петр Маркович, лейтенант — ГАВРИЛОВ Федор, клерк — КАМЕНСКИЙ Петр, шхипер — ОРЕФЬЕВ (АРЕФЬЕВ) Алексей, лекарь — РАТКОВ Иван, комиссар — СОКОЛОВ Иван, батальонный ка­питан — СУСЛИКОВ Федор, мичман — ТРИГОНЕТИ Степан, мичман — ТУЛУБЬЕВ Петр Гаврилович, лейтенант

Нижних чинов — 258 чел. и 30 чел. из батальона морских солдат.

Год спустя, в декабре 1799 г. военное судно “Полоцк”, в том же самом месте выбросило штормом на берег (официальная версия). Никто из экипажа не спасся. Погибли:

ЛОБАСЕВИЧ (ЛОБЫСЕВИЧ) Кирилл Павлович, капитан-лейтенант, командир судна

— ЯКОВЛЕВ Василий, мичман

и  нижних чинов 58 чел.

        В 2013 году команда центра подводных исследований Крыма обнаружила останки неизвестного судна недалеко от п. Черноморский и предположила, что это, возможно, пропавший «Полоцк».  

19 августа 1799 г. встал на мель при входе в п. Гелдер (о. Тексель, Голландия) корабль «Ретвизан», эскадра вице-адмирала Макарова. Это произошло из-за того, что в связи с военными действиями голландцами были сняты все вехи и бакены на подходе к порту.  Вскоре поднялся ветер и, постепенно усиливаясь, он развел сильное волнение. Корабль начало  бить  о грунт. Вскоре, штормом, были сорваны и унесены две лодки с матросами. Погибли:

АЛЕКСАНДРОВ, мичман – 18 неизвестных матросов

В дальнейшем корабль самостоятельно сошел с мели и продолжил выполнение боевой задачи. Судьба унесенных моряков осталась неизвестной.

3 октября 1800 г. в двадцати верстах от входа в пролив Босфор (в районе с. Агачлы) была выброшена волнами на камни гебара “Кичкасы” (командир — лейтенант Асланбеков Б. А.) . Погибли:

МАХМЕТ Хаким (МЕГМЕТ Ганим), лейтенант, черкес, в 1774 г. он поступил в греческий корпус кадетом, до 1798 г. плавал на кораблях и судах Балтийского флота, в 1799 г. произведен в лейтенанты — МАКСИ­МОВ Петр, штабс-капитан

Нижних чинов 10 чел.

9 октября 1800 г. бурей был выброшен на Румелийский берег в 80 верстах от пролива Босфор, около местечка Килингози (Кыйыкей), и разбит фрегат “Поспешный”, возвращавшийся из Средиземного моря. Погибли:

ПАГО Николай Антонович, капитан-лейтенант, командир корабля

АБРОСИМОВ, комиссар — ПОСЕЛЬСКИЙ Христофор Андреевич, мичман

Нижних чинов 10 чел.

Трагический список кораблекрушений XIX века открывает транспорт N 22 под командованием лейте­нанта Дзюрковского, разбившийся на камнях о. Вечекори близь Фридриксгама (Хамина, Финляндия). Погиб в море один матрос, фамилию которого установить пока не удалось.

В январе 1807 г. корвет “Флора” (командир — капитан-лейтенант Кологривов) был выброшен штормом на албанский берег близь г. Валона (Влёра, Албания). Перед самым крушением было смыто за борт 22 матроса вместе с мачтой и при переправе на берег погибло 6 юнг. Имена погибших пока не установле­ны. На берегу экипаж был взят в плен турками и отправлен в Стамбул. На переходе умерли:

ВАСИЛЬЕВ Семён, матрос, умер в г. Берат (Албания) НЕПОРОЖНИЙ Павел, матрос, умер в г. Родосто (Текирдаг,Турция) СУХИНИН Сергей, матрос, умер в галатской тюрьме г. Стамбул (Турция)

В Финляндии, неподалеку от п. Ловииса 25 октября 1809 г. затонул фрегат “Поллукс”. Погибли:

ТРОТСКЕВИЧ (ТРЕСКЕВИЧ) Петр Федорович, капитан-лейтенант, командир корабля

— КОРЗУНОВ, подпоручик 3-его морского полка — МАРТЫНЕНКО Михаил, лекарь — САВИНОВ Алексей, констапель — СИМОНОВ (СИМАНОВ) Федор, штурман — ТОЛСТОЙ Петр Иванович, мичман, граф — ХРУЩЕВ Яков Петрович, мичман

Нижних чинов — 134 чел.

Современники высоко оценивали мужество команды и волю командира. “Если бы капитан Тротскевич, — замечает В. М. Головнин, — помышлял только о спасении людей, то тогда, при первом ударе фрегата о каменья, когда увидел он, что часть киля была оторвана и что он не мог уже долго держаться на воде, тогда надлежало бы ему положить якоря и срубить мачты, чтобы фрегат не снесло на глубину, и пере­возить людей на гребных судах; но он в сем случае заботился более о своей чести, нежели о жизни, и поступил, как должно искусному и неустрашимому офицеру: он не хотел вдруг оставить вверенного ему фрегата, а желал испытать все, что было можно и должно, для спасения его. Опыт имел пагубные последствия, но капитан не был виноват; а напротив, поступок его заслуживает удивления и подража­ния”.

Ради чести своего капитана погибло 140 чел., спасая обреченный, что было ясно с самого начала, корабль. Мужество всегда достойно уважения. Никто с этим не спорит, но нужен и трезвый расчет, а не показная храбрость. Жизнь людей бесценней железа и дерева, облеченных в форму корабля. Есть хоть одна четверть надежды на спасение судна, — вперед! Но даже в этом случае все люди, которые не заняты непосредственными работами по спасанию должны быть удалены с корабля. К сожалению, не все командиры понимали и понимают этого.

С острова Питколода спасшийся остаток экипажа переехал на маяк Лакруне, где оставался одни сутки без пищи и лишился еще трех человек, умерших от холода и изнурения.

9 января 1813 г. штормом выброшено на берег у м. Эджкомба (Аляска, США) в Ш-57*11`Сев. судно, которое хоть и не относилось к военно-морскому флоту, но оставившее яркий след в его истории. Это — “Нева”, судно Российско-Американской кампании, ранее совершившее первое российское кру­госветное плавание под командованием Лисянского в 1803-1806 г. г. Командиром его был назначен лейтенант Подушкин, но в пути он был заменён штурманом 9 класса Калининым. Погибли:

БОРНОВОЛОКОВ Терентий Степанович, коллежский советник, 1773 года рождения, ехал для смены Баранова на посту правителя колонии, корреспондент Императорской Академии наук, награждён ор­денами Св. Анны и Св. Владимира, женат, имел 5 дочерей и 4 сыновей. Похоронен на берегу — ВЕРИ­ГИНА, мешанка, из алеутов, с дочерьми — Александрой и Марией — ГРИГОРЬЕВ, боцман, 35 лет, сошёл с ума и умер на берегу — КАЛИНИН Даниил Васильевич, штурман 9 класса, в войне со шведами в 1790 г. пожалован в офицеры, до 1803 г. служил на Балтийском флоте, в 1807 г. уволился и проживал в Санкт-Петербурге. Похоронен на берегу — МАЛЬЦОВ Прокофий, ученик кораблестроения, уроженец Ситхи, окончил училище корабельной архитектуры — НЕРОДОВА Анна, жена второго штурмана — НЕРОДОВ Антон, сын второго штурмана — ПЕТРОВ Иван, арап

Кроме того, утонуло 27 промысловиков, приказчик, 1 женщина.

Русские, жившие на Аляске, называли этот мыс именем боцмана ТРУБИЦЫНА, погибшего у здешнего берега. Обстоятельства его гибели пока не выяснены.

19 ноября 1818 г. около мыса Скаген на побережье Ютландии разбился испанский транспорт “Кар­мен”, следовавший из п. Кадикс в Кронштадт. На нем возвращались в Россию часть экипажей кораб­лей («Три Святителя», «Норд-Адлер», «Нептунус», «Дрезден», «Любек») и фрегатов («Меркурий», «Проворный», «Патрикий», «Легкий», «Поспешный») , проданных в 1817 г. Александром I Испании. Из погибших здесь известны:

БОГДАНОВ Дмитрий Андреевич, капитан-лейтенант, командир фрегата “Легкий”, в 1792 г. поступил в Морской Корпус — ЧИЧЕРИН Сергей Николаевич, мичман – 2 неизвестных унтер-офицера и 4 матроса

25 ноября 1821 г. бриг “Аякс” под командованием лейтенанта Филатова, возвращаясь из кругосветно­го плавания, штормом был занесен на банку близь берегов Голландии и затонул у о. Ширмоник-ог. Погибло 3 человека на унесенном волнами баркасе. Жертв могло быть много больше, если бы не от­личные действия офицеров и организованность команды. Подошедшие на рыбачих лодках местные жители потребовали плату за спасение людей. Деньги им были обещаны, но после снятия команды с гибнущего корабля, голландцы силой завладели всеми корабельными деньгами. Некоторые из них, сумевшие забраться на борт брига, по сообщению консула “поступали с ним, как с неприятельским судном, взятым на абордаж”. Бриг потом был снят с мели, отведен в Гарлинхен, исправлен там, и в следующем году возвратился в Кронштадт. Похищенные рыбаками деньги, старанием голландского правительства, были возвращены почти все и многие пропавшие вещи отысканы. По некоторым дан­ным, одним из погибших был:

ЛУТКОВСКИЙ Ардалион Степанович, гардемарин

Во время русско-турецкой войны в районе м. Инада (Болгария) 26-27 октября 1828 г. в шторм затонул парусный транспорт «Змея» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Тугаринова. Команда судна насчитывала 6 офицеров и 150 матросов. Помимо этого на транспорт были погружены раненые — 17 офицеров и 150 солдат. Во время борьбы за живучесть судна погибли – 1 офицер и 80 нижних чинов. Кроме того, за время перехода до Варны на спасавшем их катере «Ласточка» умерло еще 7 человек.

Отряд гребной флотилии вышел 28 сентября 1829 г. из Сизополя в Николаев. 6 октября, во время шторма, отстал от отряда и пропал без вести со всем экипажем транспорт № 3. Погибли:

        — АЛЕКСЕЕВ 3-й Константин Тимофеевич, лейтенант, командир транспорта

2 августа 1830 г. стал на мель севернее о. Тилэ, недалеко от г. Гальмстадт (Хальмстадт, Швеция), в проливе Каттегат шлюп “Смирный” под командованием капитан-лейтенанта Шепырева П. П. Все попытки сняться с мели са­мостоятельно ни к чему не привели. Ветер и зыбь с моря усилились, шлюп стало сильно бить о грунт. Были срублены мачты. Удары стали легче, но в это время сломался руль и румпелем пробило палуб­ный транец. Корабль начало заливать водой, которая вскоре поднялась выше жилой палубы. С помощью рыбаков удалось завести трос на берег и начать переправу экипажа. Во время ее погибли на опрокинувшейся лодке:

АПТЕМИРОВ Амберда, матрос, 15 ФЭ — ГОЛОВАЧЕВ Николай Иванович, унтер-лейтенант — ГОЛУБЕВ Филипп, матрос, 15 ФЭ — ДЕМИДОВ Илья, унтер-баталер, 22 ФЭ — КАРПОВ Филипп, матрос, 15 ФЭ — МИХАЙЛОВ Терентий, матрос, 15 ФЭ — ТИМОФЕЕВ Михаил, матрос, 25 ФЭ — ФЁДОРОВ Платон, матрос, 15 ФЭ

Все попытки спасти их закончились безрезультатно. Впоследствии шлюп был снят с мели и продан. Но всего этого могло бы и не быть, если б командир проявил в плавании большую осмотрительность. Ошибка в счислении перед крушением достигала 19 миль. Император Николай I проявил удивитель­ную снисходительность к командиру, освободив его и других офицеров от взыскания, ограничившись только повелением: “… капитан-лейтенанту Шепыреву впредь … в командование судов не давать… ”. В некоторых источниках указано, что погибло 13 чел.

 В кампанию 1831 г. на Балтийском море при переходе из Ботнического залива к о. Даго попала в шторм и пропала без вести шхуна «Стрела». Поиски шхуны результатов не дали. Погибли:

        — ШАЛУХИН Михаил Егорович, лейтенант, командир корабля

        — АНДРЕЕВ Петр Егорович, мичман – ТРАВИН Тихон, кондуктор КФШ – ЧЕРНОГЛАЗОВ Александр Андреевич, мичман – 3 кадета КФШ и 47 нижних чинов

Особо всколыхнула всю Россию трагедия, случившаяся 30 августа 1842 г. в проливе Скагеррак с ли­нейным кораблем “Ингерманланд”, только что построенного в Архангельске и следовавшего в Крон­штадт. Ночью, приняв свет маяка Оксэ за встречное судно, отвернули и наскочили на необозначенные на карте камни в 17 милях от берега. Корабль тотчас же наполнился водой до половины трюма. По­пытка подойти ближе к берегу и выкинуться на мель не удалась. Чтобы уменьшить дрейф и крен сру­били мачты. Грот-мачта задержалась на вантах, опасно накренила корабль и грозила пробить борт. Мичман Греве с топором в руках, перевязанный концом веревки, беспрестанно покрываемый волнами, перерубил почти все подветренные талрепы, удерживающие мачту, — она свалилась за борт и больше не угрожала кораблю. Но Греве после такого напряженного труда долго не выдержал и умер от холода и изнеможения. Ветер и волнение не давали возможности спустить хотя бы какое-нибудь спасательное средство. Положение экипажа и пассажиров было безнадежным. В первом часу ночи 31 августа священник корабля Василий Назарьин, по просьбе больных, начал причащать их Святых Тайн. Кроме больных и остальные подходили к нему, готовясь предстать на суд Всевышнего. К чести всего экипажа надо сказать, что даже когда у некоторых начал помрачаться рассудок, ни один не решился на самоубийство. Все беспрестанно, а многие громко, читали молитвы. Вера не оставляла людей до самой последней минуты жизни.

Офицеры участвовали в общих работах, являли команде примеры хладнокровия, решительности и мужества. Повиновение матросов было беспримерным. Старые матросы ободряли молодых: “Вместе служили, так вместе и умрем”. Когда вода прорвала последние преграды внутри корпуса корабля, все бросились наверх. Священник, в полном облачении на юте, напутствовал всех отходной молитвой. Команда прокричала прощальное “Ура!”.

Как ни трудно было матросам, еще хуже было пассажирам, — многим из команды и офицерам было разрешено перевезти свои семьи в Кронштадт. Несмотря на старания, женщины и дети, как более слабые, гибли первыми. Невозможно без волнения читать в воспоминаниях свидетелей душеразди­рающие сцены разворачивающиеся на обломках корабля.

После полудня 1 сентября ветер стих и из близлежащего к месту крушения городка Мандаль (Нор­вегия), стали подходить спасательные суда. Первыми оказали помощь русским морякам норвежцы — капитан тендера Николай Николайсен (спас 170 чел.) и капитан шхуны Андерс Бенсен (спас 120 чел.) . Вскоре подошел норвежский пароход и снял оставшиеся 150 чел. Всего погибло в море 389 чел., в том числе 20 офицеров, 21 женщина и 7 детей, спаслось 503 чел. Погибли:

а) офицеры

АБУХОВ (ОБУХОВ) Александр Петрович, мичман – АНДРЕЕВ Иван Никифорович, комиссар 10-го класса ГОЛОВАЧЕВ Николай Захарович, мичман — ГРЕВЕ Владимир Иванович, мичман — ИСТОМИН Андрей Иванович, капитан-лейтенант — ЛЕСЛИ Дмитрий Петрович, мич­ман — САКОВИЧ Александр Степанович, штаб-лекарьШИГОРИН 2-й Павел Якимович, мичман — НАЗАРЬИН Василий, священник

б) нижние чины

БАЕВ, унтер-офицер – КОРНИЛОВ, унтер-офицер  — ПОТКИН Александр, кондуктор — РЫДАЛЕВ Филипп, кондуктор — ЧЕБЫКИН, конопатчик

Прикомандированные:

АНДРЕЕВ Федор Алексеевич, лейтенант, 24 ФЭ — АНИКЕЕВ Дмитрий Иванович, мичман, 8 ФЭ — БЕ­ЗУМОВ Александр, унтер-офицер КМА, из дворян — ВОРОНИН Алексей Сергеевич, капитан КФШ — ЗА­МАРАЕВ Иван Михайлович, прапорщик КФШ — НАЗИМОВ 3-й Евгений Андреевич, лейтенант, 19 ФЭ — НАЗИМОВ 2-й Петр Андреевич, лейтенант, 8 ФЭ — ЧЕВГУЗДИН 2-й Александр Михайлович, прапорщик КМА — ЧЕВГУЗДИН 1-й Андрей Михайлович, штабс-капитан КМА

Пассажиры:

БОРИСОВ Василий Михайлович, полковник КМА в отставке — БОРИСОВА Надежда, дочь Борисова В. М. — БОРИСОВА Софья, дочь Борисова В. М. — ЕРШОВ Василий Васильевич, поручик 7 ЛЭ — ЗУБОВ Илья Иванович, майор 8 РЭ – МЕНШИКОВ, цейх-вахтер Ново-Двинского гарнизонаМОРОЗОВ, 13 лет, ехал поступать в Штурманский Корпус — СВЕРЧКОВА Олимпиада Евграфовна, жена лейтенанта Сверчкова — Елисавета Андреевна, ее тетка — ТЕРЕНТЬЕВ Иван, ехал поступать в Штурманский Корпус — ЧАПЛИНСКАЯ Елисавета Давыдовна, сестра жены ко­мандира корабля

Известно, что тело одного из матросов (в некоторых источниках указано, что это  «служитель мичмана Аникеева») было найдено на берегу и похоронено близь маяка Листер в деревне Крильо.

Касаясь этой трагедии, хотелось бы добавить, что ее расследование контролировал лично Импера­тор Николай I. 13 сентября, получив первое известие об этом, он писал: “Ежели несчастное сие из­вестие, подтвердиться, то для перевозки спасенных людей следует послать пароходы “Камчатку” и “Богатырь”, и ежели нужно, то транспорты и фрегаты”. На втором докладе, основывавшемся на невер­ных газетных сообщениях, 15 сентября Император приказал: “Строжайше исследовать каким образом спаслись 16 офицеров, тогда как нижних чинов спасено только 150. Ожидаю подробного донесения о сем несчастном происшествии, и повторяю послать пароходы за людьми”. На третьем, 17 сентября: “Ужасно! Вы хорошо распорядились. По прибытии отдать командира под суд, и строго исследовать, отчего при столь малом числе нижних чинов спаслось столько офицеров”.

Суд оправдал командира и одобрил поведение подчиненных его, определив:

“1. Что капитан 1 ранга Трескин не может быть обвинен в несоблюдении того, что предпринять долж­но было по правилам морского искусства, и что крушение корабля приписать должно единственно несчастной случайности.

2. Единственные показания о принятых в сем случае мерах доказывают, что исполнено было все то, что только в подобных обстоятельствах предпринять было возможно.

3. Показания офицеров и нижних чинов единогласно свидетельствуют, что командир не собственною волею покинул остатки корабля, с коего упал он в воду.

4. Что офицеры и нижние чины, все без исключения, исполняли свои обязанности как повелевали долг службы и присяга; причем Комиссия не могла не обратить особенного внимания на особо похвальное сохранение дисциплины и строгой подчиненности команды, чему в подобных случаях имеются столь редкие примеры”.

Николай I собственноручно написал на докладе с видимым облегчением: “Объявить капитану, что Я его не виню в потере корабля; а офицерам и нижним чинам, что Я совершенно доволен их поведени­ем во время сего несчастья”.

Российский император оценил помощь норвежцев в спасании потерпевших крушение,  он пожаловал  участвующим в спасании  восемь орденов (по одному Св. Анны 1-й и 2-й степени, один Св. Владимира 1-й степени, один Св. Станислава 1-й степени и по два 2-й и 3-й степени), золотую медаль на Андреевской ленте с надписью «За спасение погибавших» и четыре перстня с бриллиантами. Шкипера Николайсена и семь человек его экипажа наградили 1500 руб. серебром, а шкипера Бентсена — 400 руб. серебром, генеральный консул в Христиании (теперь Осло) получил 300 голландских червонцев, а городок Мандал — 2000 червонцев «для основания капитала, с коего можно было бы содержать моряков сего города», то есть оказывать им материальную помощь. На них жители Мандала основали фонд «Кайсер Николаус», который существует и сегодня, но поскольку «страждущих», то есть бедных, в нынешней Норвегии уже не найти, то людей отмечают по их добрым поступкам. Есть в городке и улица, названная в честь Николая I. В некоторых семьях потомков тех рыбаков, которые спасали русских моряков, до сих пор хранятся эти бесценные исторические реликвии, а в прибрежных селениях можно увидеть предметы с погибшего русского корабля.

В 1990 г. жителями города Мандал был поставлен небольшой памятник погибшим русским морякам. Низкий поклон им и спасибо за память!.

6 октября 1850 г. у о. Борнхольм (Дания) стал на мель и затонул винтовой фрегат “Архимед” под ко­мандованием капитана 1 ранга Глазенапа В. А. Корабль штормом опрокинуло на бок, пробило дно о камни. “Богу угодно было ниспослать на меня глубокое горе, — писал командир своему брату Глазенапу Б. А., в день крушения, — “Архимед” не существует, или почти так, потому что стоит на мели, пробитый в нескольких местах и полный водою. Несчастие ужасно; но Бог милостив, и я духом не упал. Мы все живы и здоровы, за исключением восьми (впоследствии оказалось шести) человек, кото­рых я еще недосчитываюсь”. Командир был оправдан, но это крушение задержало развитие в России строительство паровых судов. Погибло 6 нижних чинов 4 ФЭ, которые находились на рыбацкой лодке, вместе с 3 местными жителями, пришедшими на помощь терпящим крушение:

ГАВРИЛОВ Ефрем, матрос — ГИРИН Юрий, матрос — ИВАНОВ Павел, матрос — СОКОЛОВ Егор, матрос — ТАКСАС Юрий, матрос — ФИЛИППОВ Яков, матрос

Вполне возможно, что около г. Ренне должен быть памятник погибшим.

2 декабря 1853 г. лоц-шхуна “Алупка” Черноморского флота штормом была занесена к проливу Бос­фор. Открылась течь, экипаж не успевал откачивать воду. Видя невозможность исправить поврежде­ния своими силами и потеряв надежду получить помощь, командир и экипаж приняли решение зайти в пролив. Перед заходом уничтожили всё, что только было можно, просверлили дополнительно дыры в корпусе. Турки взяли команду в плен и два года держали в тюрьме. От болезней в плену сконча­лись:

АНИКЕЕВ Василий, кондуктор — АНЛАДЕЕВ Василий, унтер-офицер, умер 10 января 1855 г. — ДАНИЛОВ Иван, матрос, умер 10 января 1855 г. — КУЗМИН Иван, баталер, умер 4 октября 1854 г. — НЕЧИТАЕВ Яков, матрос, умер 16 августа 1854 г.

Все они были похоронены в г. Стамбул (Турция). Место их захоронения не установлено.

11 декабря 1854 г. в б. Симода (Япония) был застигнут цунами фрегат “Диана” под командованием капитан-лейтенанта Лесовского С. С. Корабль хотя и выдержал натиск волн полностью разрушивших г. Симода, но получил такие повреждения, что при буксировке его в б. Хеда на ремонт затонул. При этом, сорвавшимся с места станком орудия был раздавлен:

СОБОЛЕВ Алексей, матрос

и ранено 3 матроса, двое из которых впоследствии умерли от ран.

Похороны нашего матроса были торжественными и пышны­ми, чтобы показать японцам наши обычаи и традиции. Вот как описывал эти похороны священник фрегата протоиерей Махов Василий в своих воспоминаниях: “13 декабря были похороны матроса Соболева. С одной стороны, для исполнения нашего христианского обряда, а с другой, чтобы показать японцам как в России предают земле тела умерших. Погребение Соболева совершалось на отведенном японским правительством месте, церемониально. С берега гроб несли матросы, впереди их: ге­нерал-адьютант Путятин с господами офицерами, я в иерейс­ком облачении и певчие, позади гроба — команда. Процессия такая и громогласное на пути пение “Святый боже… ” собрали множество японцев, они падали ниц и дивились на нас… ” Мо­гильный памятник, на месте захоронения матросов сохранился до настоящего времени. За ним ухаживают местные жители.

18 августа 1860 г. клипер “Пластун” при возвращении из Тихого океана в Кронштадт, погиб от взрыва крюйт-камеры в Балтийс­ком море, в Ш-57*45`Cев, Д-20*05`Вост. При этом погибли:

а) офицеры

ДИСТЕРЛО Вильгельм Рейнгольдович, лейтенант, барон, командир корабля

ГАВРИЛОВ  Николай Прокофьевич, лейтенант ГОЛЬМ, вольный механикЕВДОКИМОВ Михаил, прапорщик КФШ — КО­ЧЕТОВ Александр, прапорщик КФШ – ЛЕМАН Владимир Павлович, мичман – РОЗЕНБЕРГ Яков Николаевич, лейте­нант, старший офицер

б) нижние чины

— РИКОРД, матрос – САВЕЛЬЕВ, артиллерийский содержатель, кондуктор

Нижних чинов — 65 чел. После взрыва клипер держался на воде не более трех минут.

Шедшие рядом корветы “Рында” и “Новик” успели спасти 3 офицеров, медика и 31 матроса. Несчастье произошло по причине небрежного содержания артилле­рийских принадлежностей на корабле. Так как виновные погибли при взрыве, то следственное дело оставили без дальнейших последствий.

В середине декабря 1861 г. пропал без вести в Индийском океане клипер “Опричник” под командо­ванием капитан-лейтенанта Селиванова П. А. Клипер вышел из Шанхая для следования в Кронштадт. Достигнув Батавии (Джакарта, Индонезия), корабль пополнил свои запасы и вышел в океан. Больше сведений о нем не поступало. На сделанное в июне 1862 г. морским министерством распоря­жение о розыске клипера, получено было из Голландии сообщение, что барк “Iwaan”, выдержавший в это же время ураган в Индийском океане, видел неизвестное судно, державшее курс к центру урагана. Министерство, основываясь на этом сообщении, сделало вывод, что “Опричник” попал в “глаз бури” и затонул. Погибли:

— СЕЛИВАНОВ 2-й Петр Алексеевич (Александрович), капитан-лейтенант, командир корабля

— ГОЛОМИЦКИЙ (ГОМОЛИЦКИЙ) Аполлинарий, коллежский асессор, врач — Де-ЛИВРОН 2-й Франц Карлович, лейтенант — ИВАНОВ 2-й Федор, прапорщик (подпоручик) КИМ — КАРЯКИН (КАРЯГИН) Алексей, мичман — КУПРИЯНОВ Николай Николаевич, лейтенант — СУСЛОВ 2-й Константин Александрович, лейтенант — ФИЛИППОВ 1-й Николай, прапорщик (подпоручик) КФШ

Унтер-офицеров – 14 (ЗИНОВЬЕВ Павел, унтер-офицер, умер 4 ноября 1861 г.), нижних чинов — 73 чел.

В Кронштадском парке был установлен памятник погибшим. Автор памятника неизвестен. Есть пред­положения, что им был архитектор И. А. Монигетти.

14 сентября 1863 г. на пути из Хакодате в Сан-Франциско у мыса Де-Лос-Рейсе (США) потерпел круше­ние винтовой корвет “Новик” (командир — капитан-лейтенант Скрыплев), входивший в состав эскадры контр-адмирала Попова. Команда была спасена, американские власти оказали бедствовавшим необ­ходимое содействие. Единственным погибшим оказался:

— ЩЕТНЕВ, матрос.

На докладе морского генерал-аудитора Государь Император наложил следующую резолюцию: “Капи­тан-лейтенанта Скрыплева ни какому взысканию не подвергать, а в прочем быть посему”.

Через месяц шхуна “Первая” (командир — лейтенант Наумов) потерпела крушение у о. Хоккайдо (Япо­ния). При эвакуации экипажа погиб в море:

— ПАГУДИН, матрос.

Командир признан невиновным в крушении.

12 августа 1864 г., в шторм, на камнях острова Готска-Санден (Швеция), около селения Фаро, разбился клипер “Всадник” под командованием капитан-лейтенанта Бирюлева. Погибли:

— АЛЕКСАНДРОВ, кондуктор — ГЛАДКИЙ 2-й Василий Александрович, лейтенант, тело не найдено — ДОБ­РОВ Михаил Филиппович, коллежский асессор, младший врач 6 ФЭ, закончил Московский универси­тет в 1856 г., награждён орденом Св. Станислава 3 ст., сын протоиерея в Тамбове – СЕМИЧЕВ Николай Николаевич, мичман

Нижних чинов — 11 чел. Из них найдены тела только четырех.

Все найденные были похоронены на бе­регу и здесь находится памятник на их могиле.

Почти полтора века за могилой русских моряков ухаживали только смотрители маяков острова. Готска-Санден находится в особо охраняемой природной зоне Балтики, поэтому доступ на него был крайне ограничен. Усилиями Посольства Российской Федерации в Швеции были восстановлены имена погибших, изго­товлены и закреплены памятные таблички на русском и шведском языках.

13 сентября 1868 г. фрегат “Александр Невский” ночью сбился с курса и встал на мель недалеко от ма­яка Аггер, у села Кноппер Люм Фиорд (Дания). Свежий ветер и волна, ударявшая в левый борт, про­двигали корабль к берегу, до которого было около 3-х кабельтов. Началось прибывание в трюм воды, это не оставляло больше надежды вывести фрегат на глубину. Стали принимать экстренные меры к спасению команды, — срубили мачты, начали делать спасательные плоты, палили из пушек. Одним из выстрелов оторвало руку заряжающему орудие матросу и выбросило его за борт. Лейтенант Зарин, не умевший плавать, обвязался концом и прыгнул спасать утопающего. Матроса вытянули на палубу и в лазарете, при свечах, врач отнял ему руку выше локтя. Раненый остался жив. Неоднократные попытки установить связь с берегом кончались неудачей. Первая посланная шлюпка не смогла вытянуть конец с фрегата, хотя и достигла берега благополучно, за исключением одного матроса, выброшенного из шлюпки волной и утонувшего. Вторая шлюпка, поднятая валом, была перевернута и четверо бывших в ней тоже утонули. Погибли:

— ЗАРИН 2-й Александр Апполинарьевич, лейтенант — ИКСКУЛЬ фон Гильденбрандт Эмилий, барон, лейтенант — ОДИН­ЦЕВ, квартирмейстер — ПОЛЯКОВ, матрос — ШИЛОВ, матрос

Усилиями команды и местных жителей все спасательные работы были закончены до наступления тем­ноты. Тут же, на взморье, был отслужен благодарственный молебен и затем панихида по утопшим товарищам. Датчане, жители местечка Гарбоэре, проявили к экипажу искреннее участие и человеколюбие. Несмотря на большое количество людей, для всех нашлось место в домах. Военно-морской суд признал виновными старшего на корабле вице-адмирала Посьета, командира капитана 1 ранга Кремера, старшего штурмана — штабс-капитана Хохлова, вахтенного штурмана подпоручика Левицкого. Но Император, “в уважение геройских подвигов и истинно мо­лодецкого, без исключения всеми чинами фрегата, исполнения своего долга”, повелел никого взысканиям не подвергать.

В порту города Тюборн (северо-западное побережье Ютландии) стоит на постаменте один из якорей фрегата «Александр Невс­кий». В музее соседнего городка Лемвиг есть отдельный раздел, посвященный этому про­исшествию. На церковном кладбище город­ка Харбоёре есть братская могила, в которой покоятся три моряка, погибшие во время спасения экипажа «Александра Невского» (тела ещё двух офи­церов, погибших при этом, были перевезены в Россию).

На скромном надгробном камне надпись: «Они пошли на смертельный риск ради спасения своих то­варищей. Господи, да упокой их души».

В ноябре 1877 г. военная шхуна «Алеут» штормом была выброшена на берег о. Хоккайдо в районе деревни Сетонаи (Япония). Экипаж с помощью местных жителей благополучно высадился на берег. В конце ноября к Сетанаю подошел клипер «Абрек» и забрал на борт часть людей. Разыгравшаяся непо­года заставила судно уйти, не выполнив полностью задачу, и только на следующий год в апреле 1978 г. сюда пришла шхуна «Ермак» под командованием 34-летнего лейтенанта Б. К. Деливрона. Он пото­ропился выполнить поручение по эвакуации оставшегося экипажа «Алеута» и, несмотря на усилившу­юся непогоду, приказал начать перевозку людей. При подходе к шхуне баркас «Ермака» перевернуло волной, и 13 человек погибли. Такую цену заплатил командир шхуны «Ермак» Б. К. Деливрон за свою поспешность. Навсегда остались лежать на японском берегу:

— АЛЕКСЕЕВ Фрол, матрос, шхуна «Ермак» — БОГОМОЛОВ Семен, матрос, шхуна «Ермак» ГУРЬЕВ Дмитрий, матрос 1 статьи, шхуна «Алеут» — КАЙГОРОДОВ Иван, квартирмейстер, шхуна «Алеут» — ПОДВАРКОВ Игнатий, матрос 1 статьи, шхуна «Алеут» — СИНИЦЫН Василий, матрос 1 статьи, шхуна «Алеут» — УСОВ Никон, матрос, шхуна «Ермак» — ФЕФЕЛОВ Кузьма, матрос 1 статьи, шхуна «Алеут» — ШЕПТУНОВ Яков, сигнальщик, шхуна «Алеут»

Японцы запросили через советское посольство в Токио сведения о крушении шхуны «Алеут» и поинтересовались фамилиями погибших русских моряков, которые хотели нанести на монумент. Чиновник из Генштаба формально отнесся к этому запросу и после недолгого раздумья написал, что такие сведения не сохранились. На самом деле в Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге хранится объемистое дело об этом событии, где детально описаны все факты давней трагедии.

16 ноября 1889 г. в шторм разбилась недалеко от Хакодате шхуна “Крейсерок”, бывшая промысло­вая американская шхуна “Генриетта”, конфискованная за незаконный промысел в российских водах в 1886 г. Обстоятельства гибели шхуны неизвестны, так как весь экипаж погиб. Волнами вынесло на японский берег тело одного матроса из команды судна, где он и был похоронен. Известны следующие имена погибших:

— ДРУЖИНИН Алексей Павлович, лейтенант, командир судна.

— БЕЛКИН Дмитий, матрос — ЗЕЛЕНКИН Тихон, матрос, погиб на м. Терпения о. СахалинИВАНОВ Федор (Филипп) Е., матрос – КРЫЖЕВ Иван, матрос НАЛИМОВ Андрей Павлович, лейтенант, похоронен на м. Терпения о. Сахалин – САВИНОВ Павел, матрос, погиб на м. Терпения о. Сахалин  — САМОЙЛЕНКО, боцманмат – СЕРГЕЕВ, матрос – СУДАКОВ Иван, матрос — ТРАПЕЗНИКОВ Иван, матрос,  погиб на м. Терпения о. Сахалин – ФИЛИППОВ Михаил Дмитриевич, мичман

В г. Владивосток стоит памятник погибшим, а тело матроса Иванова был похоронено у фундамента маяка Соя, Хоккайдо (Япония).