История кораблекрушений ведет свой отсчет, наверное, с того мгновения, когда первый из наших предков, влекомый жаждой странствий и приключений, решился на рискованное плавание по морским просторам, а набежавшая волна или риф на его пути оказались непреодолимым препятствием. И вряд ли кому могла тогда прийти в голову мысль зафиксировать его отплытие, а впоследствии проследить судьбу исчезнувших в голубой дали. И уж тем более на основе разрозненных данных или по слухам составить список всех разбитых штормами, затертых льдами или пропавших без вести в морях и океанах русских кораблей. Чаще всего в ту пору они становились лишь предметом сожаления владельцев и горькой памяти родных и близких моряков.
Океанские пучины хранят свои тайны надежно. И если исторические документы содержат более или менее точные сведения о моряках и кораблях, погибших у родных берегов, то выявить всех, потерпевших крушение вдали от родной земли, много сложнее. Здесь не будут указаны корабли, потерпевшие крушение в период боевых действий (о них речь шла в предыдущей главе), и те, гибель которых не связана с потерями в экипаже и пассажиров.
Процесс получения сведений о кораблекрушениях в ХVII веке, по всей вероятности, носил случайный характер. Поэтому известия о гибели того или иного корабля встречаются редко, подробности излагаются очень скудно, а об именах погибших матросов и говорить не приходится. В этой главе не будут скрупулезно описываться все причины и следствия катастроф. Задачей стояло найти и вспомнить фамилии или хотя бы количество погибших русских моряков. Более подробно большинство из этих случаев уже описано в таких капитальных трудах как: А. Соколов "Летопись крушений и пожаров судов русского флота. 1713-1853 г.г.", А. Кротков "Повседневная запись замечательных событий в русском флоте", "Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота" и др. Хочется еще отметить, что несмотря на размеры списка потерпевших кораблей, он не так велик, как кажется, учитывая продолжительность рассматриваемого периода, техническое оснащение кораблей и гидрографическое - морей. И, конечно, - высокий профессионализм офицеров и матросов, их мужество и отвага при встрече со смертельной опасностью.
Одним из первых известных крушений была гибель у Лафонтенских островов (Норвегия) двух новопостроенных в Архангельске кораблей, следовавших в Кронштадт. В 1712 г., штормом их выбросило на скалы, все члены экипажей погибли. Пока не известно ни точного места крушения, ни количества и имён погибших.
В 1714 г., окрылённый первым успехом у Гангута, русский флот двинулся вдоль побережья Финляндии, захватывая прибрежные города. Но погода нанесла ему большее поражение, чем встреча с неприятелем. 23 сентября 1714 г. около г. Кристиенстадта (Кристиананкаупунки, Финляндия), в 4 милях от города, штормом разбросало суда и часть из них затонула. Погибли: подполковник - 1, майор - 1, капитанов - 2, рядовых - 277 чел. Из моряков: капитан-поручик - 1, поручик - 1, матросов - 4 чел. Отдельно от отряда затонула на камнях в этом же районе скампавея на которой погибли:
- НЕСВИЦКИЙ, князь, подполковник Воронежского полка а также секунд-майор 2-го гренадёрского полка и 28 рядовых.
10 октября того же года у о. Рефсо погибает ещё одна скампавея, на которой гибнет в море 61 чел., в том числе:
- МАГДЕЛИНО Паниоти Николаев, капитан-поручик, грек, принят на службу в 1703 г.
- ЛИХУДЬЕВ Анастас, князь, поручик.
Чуть позже, на пути от г. Васе к Ню Карлебю, в шторм разбились и утонули 16 скампавей, 7 шлюпок и 5 лодок. На них погибло около 290 чел. Конкретных фамилий погибших выяснить не удалось.
В августе 1715 г. под общим командованием Ивана Сенявина вышли из Архангельска в Балтийское море 4 новопостроенных 52-пушечных корабля ("Уриил", "Селафаил", "Варахаил", "Ягцудиил") и яхта "Транспорт-Роял", подаренная в 1697 г. Петру I английским королем. После необыкновенно трудного плавания все корабли добрались до Копенгагена, за исключением яхты, которая разбилась в шторм у Гётеборга (Швеция), причем погибла большая часть команды. 20 членов экипажа были спасены, но взяты шведами в плен. В плену скончался:
- ХУТЧИНСОН (ХАТЧИНСОН), англичанин, капитан 1 ранга, командир яхты, умер в Мастерландской крепости в 1716-1717 г.г.
24 мая 1740 г., по ошибке в счислении почти на целый градус широты, фрегат "Амстердам-Галей" (командир - лейтенант Малыгин С.Г.), вместо о. Борнхольм подошел к берегам Померании, близь Грейсфальдер-эйе, бросил якоря, не удержался и был выброшен на берег и разбит. В донесении указывалось, что при высадке жертв не было, но после "от мокроты и стужи" умерло 3 чел.
В те времена, среди терпящих кораблекрушения, нередко можно было обнаружить моряков, чьи имена впоследствии становились достоянием нашей истории. Например, известный мореплаватель Харитон Лаптев, будучи лейтенантом, в августе 1740 г. потерпел тяжелейшее крушение в Северном Ледовитом океане, где его дубель-шлюпка "Якутск" оказалась разломанной льдами. Восемнадцать лет спустя (1758 г.), в звании капитана 2 ранга, он вновь испытал на себе удар стихии в проливе Скагеррак, где новопостроенный 66-пушечный корабль под его командованием был выброшен штормом на берег. На пути из Архангельска в Кронштадт сначала штормом были снесены все три мачты корабля, а затем 19 сентября, как отмечал сам командир, "по несчастию нашему и неудобосверительному счислению", корабль оказался переброшенным через рифы на песчаную отмель у м. Скаген (Дания). Погибли:
- ЛАПТЕВ Федот, мичман и 15 чел. нижних чинов.
Маловероятно, что удастся установить их имена, поскольку нет пока никаких данных даже о мичмане Лаптеве, хотя, как отмечается в некоторых источниках, он являлся племянником Х.П. Лаптева.
Пакетбот "Курьер" под командованием лейтенанта Косливцева был отправлен с больными из эскадры адмирала Полянского в Ревель. Ночью 12 сентября 1759 г. он разбился у Данцига (Гданьск, Польша). При крушении погибло 2 чел. Ни имен, ни сведений о захоронении не имеется.
Во время Семилетней войны с Пруссией в 1758 г. погибли в южной части Балтийского моря 11 транспортов со всеми экипажами и грузами, отправленные к крепости Кольберг, что послужило одной из причин снятия осады в этом году.
В ноябре 1760 г., следуя из Кронштадта в Архангельск, пинк "Единорог" под командованием корабельного секретаря В. Булгакова, застигнутый штормом, встал на якорь у о. Гиттерен (Норвегия). Посланная на берег шлюпка привезла лоцманов. Но командир вновь отправил шлюпку с 10 матросами на берег. Они и оказались свидетелями трагедии, поскольку не смогли возвратиться на корабль из-за усиливающегося ветра. На другой день они видели свой пинк без мачты, ещё державшимся на якоре. На третий день от корабля не осталось и следа. Погибли:
- БУЛГАКОВ Василий, командир
- МИТЯКОВ Григорий, мичман
- ПРАИЧ, гардемарин и все матросы.
На другой день штормом выкинуло на берег трупы 15 нижних чинов, которые и были похоронены на местном кладбище. Вряд ли жители острова сохранили воспоминание об этом крушении. Однако вполне вероятно, что им известно место захоронения погибших моряков, тем более, что 10, оставшихся в живых, какое-то время жили у норвежцев. Сохранились сведения, что когда местные жители начали растаскивать свинец и железо с останков российского корабля, на их пути встали наши матросы, обьясняя, что "имущество казенное". Местные жители чуть не убили их за это, но их защитил хозяин, у которого они жили.
10 октября 1769 г., ночью, отстало от эскадры контр-адмирала Эльфинстона, следующей из Кронштадта в Средиземное море, транспортное судно "Чичагов" под командованием капитан-лейтенанта В. Пояркова. Пытаясь найти потерянную эскадру судно выскочило на Поркалауддский риф, где и разбилось (недалеко от Гельсинфорса). Погибло 7 чел. - подлекарь и 6 матросов. Командир был оправдан. Вахтенный лейтенант Пылаев за неверное счисление дрейфа был разжалован в матросы до выслуги, мичман Зиновьев и 3 штурмана за самовольную смену курса - в рядовые на время. По случаю победы при Чесме, - все были Высочайше прощены.
5 ноября 1770 г. 70-пушечный корабль "Родос" (командир капитан 1 ранга Круз А.И.), взятый у турок в Чесменском сражении и предназначенный к отправке в Россию, был вынужден от крепкого ветра, потери парусов и сильной течи, спуститься к о. Цериго (Китира). На другой день корабль чуть не затонул, команда и офицеры были обессилены болезнями и беспрерывной борьбой со стихией. Ночью корабль спустился в б. Мазата на полуострове Майна и, почти затонувший, он был выброшен на мель. Экипаж был свезён на берег и жил в палатках. Местные жители отнеслись к русским морякам с враждебностью, даже пресную воду продавали умирающим людям по баснословным ценам. Здесь умерли от истощения и болезней:
- ДЕМЬЯНОВ Михаил, мичман
- АБАТУРОВ, прапорщик, и 21 матрос.
Корабль, чтобы не достаться неприятелю, был сожжён 7 ноября, а 16 ноября команда была перевезена на нанятых судах в п. Ауза (Науса, о. Парос).
Корабль "Азия" (командир - капитан 1 ранга Толбухин) 7 февраля 1773 г. вышел от о. Миконо (Греция) к о. Имбро и пропал без вести. Погибло 439 чел., нашли только бизань-мачту и несколько обломков, прибитых к берегам о. Миконо. Среди них:
- ТОЛБУХИН Александр (Никифор Васильевич), капитан 1 ранга, закончил Морской Корпус в 1745 г.
- ДУБАСОВ Фёдор, лейтенант, закончил Морской Корпус в 1757 г., участник осады Кольберга в 1760-1761 г.г.
- ТОЛОКНЕЕВ Алексей, лейтенант 
- КОЛЮПАНОВ Пётр, мичман 
- НЕРУЧЕВ Давид, мичман 
- ОБОЛЬЯНИНОВ Данило Иванович, мичман 
- фон СИВЕРС Карл, мичман
- ТОЛБУЗИН Алексей, мичман.
Виновником трагедии фрегата "Миневра" оказался командир корабля - капитан-лейтенант А.Воейков. Она произошла 10 октября 1774 г., когда фрегат с гардемаринами и солдатами на борту находился на пути из Ревеля в Кронштадт. Вместо ожидаемого открытия о. Родшер, корабль оказался на камнях Урренгрунта - на 19 миль севернее счислимого места. Было предположение, что на борту все спали. Как бы там ни было, но командир растерялся и одним из первых сошел с фрегата на скалы берега. Корабль разбился, погибло 95 из 164 чел. Спасшиеся провели четверо суток на голых камнях без пищи, воды и почти раздетые. Воейков был разжалован в матросы. Примечательно, что представляя этот приговор адмиралтейств-коллегия предлагала графу Чернышеву "поднести экстракт из него" на утверждение Его Высочества, на что он отвечал, что "о подобных, до наказания, принадлежащих делах, докладывать Его Императорскому Высочеству я не могу, опасаясь оскорбить его чувствительность". Из всех погибших пока удалось узнать имена только двоих:
- СЛИТКОВ, штурман, прапорщик 
- КОРАЛЛИ (КОРОЛЛИ), артиллерийский капитан.
О месте захоронения утонувших ничего не известно, хотя какие-нибудь данные могут быть в п. Ловиса (Финляндия), куда доставили всех спасшихся членов экипажа и пассажиров.
9 сентября 1780 г. был выброшен штормом на камни о. Гриф-скерри (Шетландские острова, Великобритания) пинк "Евстафий" под командованием капитан-лейтенанта А.Т. Маркова. Погибли 176 нижних чинов, 6 женщин, 3 детей. Среди погибших:
- МАРКОВ Александр Тихонович, капитан-лейтенант 
- БЕРДЯЕВ Николай, лейтенант 
- БЕСТУЖЕВ Сила Иванович, лейтенант 
- ХАРЛАМОВ Яков Макарович, лейтенант 
- НАУМОВ Степан Афанасьевич, мичман 
- ЕЛЕЦКИЙ, штурман.
Во время русско-турецкой войны, в 1787 г., в Чёрном море штормом отнесло от эскадры фрегат "Крым" и он пропал без вести. Погибли:
- СИЛИВЕРСТОВ, капитан-лейтенант, командир фрегата
- МЕТТАМ Джон, мичман 
- РУБЕЦ Василий Иванович, мичман 
- РЫНДИН Иван, мичман
и вся команда.
В этот же шторм 64-пушечный корабль "Мария Магдалина" потерял все мачты, шлюпки, волнами был разбит руль и сломан румпель. Пушки с верхнего дека, для облегчения корабля , были сброшены за борт, но это мало помогло, - палуба с обеих бортов отходила почти на 10 см, вода прибывала и люди не успевали её отливать. Когда вода в трюме поднялась выше трёх метров, корабль ветром и течением пригнало к Босфору. 13 сентября экипаж корабля был взят в плен турками. в котором они пробыли более 4-х лет. Из 396 членов экипажа, оказавшихся в плену, к 1792 г. в живых осталось 139 чел. Эпидемия чумы, суровые условия содержания в стамбульской тюрьме, тяжёлые работы, - сделали своё дело. Известна лишь небольшая часть умерших:
- ГЛУШЕНИННОВ Степан, лейтенант
- АЛЕКСИАНО Фёдор, мичман 
- БЕРНГАРД Иоганн, врач 
- ИВАНОВ Дмитрий, матрос 
- МИСАИЛ, иеромонах 
- РУКИН Иван, комиссар 
- ШЕРИДОВ, матрос.
Кроме экипажа "Марии Магдалины" в плену содержались и другие русские пленные. Среди них известны имена:
- БОРИСОВ Прокофий Игнатьевич, капитан-лейтенант, командир шхуны "Вячеслав", похоронен в греческом монастыре Св. Дмитрия в Стамбуле
- ДОЛГИЙ, казак, умер после наказания за ограбление православной церкви.
Большое количество наших моряков погибло на турецких кораблях, когда турки забирали их из тюрем для парусных и других работ.
После заключения мира с Турцией в 1791 г., оставшиеся в живых вернулись на Родину. Командир корабля англичанин капитан 1 ранга Тиздель был исключён из русской службы и отослан за границу, несмотря на все его попытки доказать свою невиновность и получить прощение. По преданию, передававшемуся в роду Тизделей, он был всё-таки прощён, вернулся к семье в Севастополь и там скончался.
1 декабря 1796 г. шторм выбросил на берег полуострова Ютландия (Дания), около маяка Аггер, фрегат "Михаил", который перевозил десантные войска из Кронштадта в Портсмут. Слаженные действия экипажа позволили начать переправку с гибнувшего судна личного состава десанта. При этом погиб:
- ИВАНОВ И.А., капитан-лейтенант, командир корабля, родился 28 мая 1760 г. в Тульской губ., в 1771 г. поступил в Морской Кадетский Корпус, участвовал в плавании в Средиземном море, кавалер ордена Св.Владимира 4 ст.
26 октября 1799 г. транспорт N1 (командир - мичман А.Першин) на пути из Роченсальма к шведской границе, в районе Абборфорса, шквалом повалило на бок и понесло на камни о. Ланго-Мумпиер. Удар был такой силы, что судно моментально развалилось. Погибло 9 чел. Командир был разжалован в матросы на месяц.
Закрывают печальный список кораблекрушений ХVIII века, трагедии на Черном море. Поистине роковыми стали воды около о.Св.Георгия в устье Дуная (Румыния). 4 апреля 1792 г. здесь был выброшен на рифы брандер N1. Погибли командир и 38 чел. команды судна:
- ВАРВАРАКИ, лейтенант, командир корабля.
15 октября 1798 г. здесь же были разбиты штормом два российских фрегата - "Царь Константин" и "Федор Стратилат". На фрегате "Царь Константин" погибли:
- ОВЦЫН Иван Тихонович, контр-адмирал 
- ТРИГОНИН Иван, капитан-лейтенант
- ВЛАХОПУЛО Изот, капитан-лейтенант 
- ГОРБУНОВ Петр, лейтенант 
- АНАСТАСЬЕВ Егор, лейтенант 
- ТУРОВСКИЙ Даниил, лейтенант 
- БРИО Иван, мичман 
- ДИРИН Василий, мичман 
- ЛУКЬЯНОВИЧ Павел, мичман 
- БАБИН Петр, мичман 
- СКОРДИЛИ Егор, мичман 
- ПОПОВ Андрей, мичман 
- АГАНЕИЧ Парфентий, штурман 
- БОЯРСКИЙ Григорий, констапель 
- РЫЖАНСКИЙ Иван, лекарь 
- АНДРЕЕВ Матвей, клерк 
- КИРЕЕВ Александр, шхипер 
- УЛЬЯНОВ Петр, комиссар.
Из свиты контр-адмирала:
- ГАЛКИН Иосиф Григорьевич, мичман 
- КОШКИН Захар, клерк 
- ЧАЛАКИ Антон, лоцман 
- САЖИН Афанасий, штурман
Нижних чинов - 377 чел.
На фрегате "Федор Стратилат":
- ФАБРИЦЫН Лев, капитан-лейтенант, командир фрегата
- ДЕ ФАБР Петр, лейтенант 
- ТУЛУБЬЕВ Петр, лейтенант 
- ТРИГОНЕТИ Степан, мичман 
- БУТОВИЧ Константин, мичман 
- СУСЛИКОВ Федор, мичман 
- СОКОЛОВ Иван, батальонный капитан 
- ОРЕФЬЕВ Алексей, лекарь 
- КАМЕНСКИЙ Петр, шхипер 
- РАТКОВ Иван, комиссар 
- ГАВРИЛОВ Федор, клерк.
Нижних чинов - 258 чел. и 64 чел. из батальона морских солдат.
Год спустя, в декабре 1799 г. военное судно "Полоцк", в том же самом месте выбросило штормом на берег. Никто из экипажа не спасся. Погибли:
- ЛОБАСЕВИЧ (ЛОБЫСЕВИЧ) Кирилл, капитан-лейтенант, командир судна
- ЯКОВЛЕВ Василий, мичман.
3 октября 1800 г. в двадцати верстах от входа в пролив Босфор была выброшена волнами на камни гебара "Кичкасы" (командир - лейтенант Асланбеков Б.А.). Погибли:
- МАХМЕТ Хаким (МЕГМЕТ Ганим), лейтенант, в 1774 г. он поступил в греческий корпус кадетом, до 1798 г. плавал на кораблях и судах Балтийского флота, в 1799 г. произведен в лейтенанты. Скорее всего он прибыл в Россию после войны 1769-1774 г.г. с албанскими легионерами из Архипелага.
- МАКСИМОВ Петр, штабс-капитан.
Нижних чинов 10 чел.
9 октября 1800 г. бурей был выброшен на Румелийский берег в 80 верстах от пролива Босфор, около местечка Килингози, и разбит фрегат "Поспешный", возвращавшийся из Средиземного моря. Погибли:
- ПАГО Николай Антонович, лейтенант, командир корабля
- ПОСЕЛЬСКИЙ Христофор Андреевич, мичман 
- АБРОСИМОВ, комиссар.
Нижних чинов 10 чел.
Трагический список кораблекрушений XIX века открывает транспорт N 22 под командованием лейтенанта Дзюрковского, разбившийся на камнях о. Вечекори близь Фридриксгама (Финляндия). Погиб в море один матрос, фамилию которого установить пока не удалось.
В январе 1807 г. корвет "Флора" (командир - капитан-лейтенант Кологривов) был выброшен штормом на албанский берег близь г. Валона (Влёра). Перед самым крушением было смыто за борт 2 матроса вместе с мачтой и при переправе на берег погибло 6 юнг. Имена погибших пока не установлены. На берегу экипаж был взят в плен турками и отправлен в Стамбул. На переходе умерли:
- ВАСИЛЬЕВ Семён, матрос, умер в г. Берат (Албания)
- НЕПОРОЖНИЙ Павел, матрос, умер в г.Родосто (Турция)
- СУХИНИН Сергей, матрос, умер в галатской тюрьме г. Стамбул (Турция)
В Финляндии, неподалеку от п. Ловиса 25 октября 1809 г. затонул фрегат "Поллукс". Погибли:
- ТРОТСКЕВИЧ Петр (Федорович), капитан-лейтенант, командир корабля
- ТОЛСТОЙ Петр, мичман, граф 
- ХРУЩЕВ Яков, мичман 
- СИМОНОВ Федор, штурман 
- САВИНОВ Алексей, констапель 
- МАРТЫНЕНКО Михаил, лекарь
Нижних чинов - 134 чел.
Современники высоко оценивали мужество команды и волю командира. "Если бы капитан Тротскевич, - замечает В.М. Головнин, помышлял только о спасении людей, то тогда, при первом ударе фрегата о каменья, когда увидел он, что часть киля была оторвана и что он не мог уже долго держаться на воде, тогда надлежало бы ему положить якоря и срубить мачты, чтобы фрегат не снесло на глубину, и перевозить людей на гребных судах; но он в сем случае заботился более о своей чести, нежели о жизни, и поступил, как должно искусному и неустрашимому офицеру: он не хотел вдруг оставить вверенного ему фрегата, а желал испытать все, что было можно и должно, для спасения его. Опыт имел пагубные последствия, но капитан не был виноват; а напротив, поступок его заслуживает удивления и подражания". Ради чести своего капитана погибло 140 чел., спасая обреченный, что было ясно с самого начала, корабль. Мужество всегда достойно уважения. Никто с этим не спорит, но нужен и трезвый расчет, а не показная храбрость. Жизнь людей бесценней железа и дерева, облеченных в форму корабля. Есть хоть одна четверть надежды на спасение судна, - вперед! Но даже в этом случае все люди, которые не заняты непосредственными работами по спасанию должны быть удалены с корабля. К сожалению, не все командиры понимали и понимают этого.
9 января 1813 г. штормом выброшено на берег у м. Эджкомба (Аляска, США) в Ш-57*11`Сев. судно, которое хоть и не относилось к военно-морскому флоту, но оставившее яркий след в его истории. Это - "Нева", судно Российско-Американской кампании, ранее совершившее первое российское кругосветное плавание под командованием Лисянского в 1803-1806 г.г. Командиром его был назначен лейтенант Подушкин, но в пути он был заменён штурманом 9 класса Калининым. Погибли:
- КАЛИНИН Даниил Васильевич, штурман 9 класса, в войне со шведами в 1790 г. пожалован в офицеры, до 1803 г. служил на Балтийском флоте, в 1807 г. уволился и проживал в Санкт-Петербурге. Похоронен на берегу.
- БОРНОВОЛОКОВ Терентий Степанович, коллежский советник, 1773 года рождения, ехал для смены Баранова на посту правителя колонии, корреспондент Императорской Академии наук, награждён орденами Св. Анны и Св. Владимира, женат, имел 5 дочерей и 4 сыновей. Похоронен на берегу.
- ГРИГОРЬЕВ, боцман, 35 лет, сошёл с ума и умер на берегу
- МАЛЬЦОВ Прокофий, ученик кораблестроения, уроженец Ситхи, закончил училище корабельной архитектуры 
- ПЕТРОВ Иван, арап 
- НЕРОДОВА Анна, жена второго штурмана 
- НЕРОДОВ Антон, сын второго штурмана 
- ВЕРИГИНА, мешанка, из алеутов, с дочерьми - Александрой и Марией.
Кроме того, утонуло 27 промысловиков, приказчик, 1 женщина.
Русские, жившие на Аляске, называли этот мыс именем боцмана ТРУБИЦЫНА, погибшего у здешнего берега. Обстоятельства его гибели пока не выяснены.
19 ноября 1818 г. около мыса Скаген на побережье Ютландии разбился испанский транспорт "Кармен", следовавший из п. Кадикс в Кронштадт. На нем возвращались в Россию часть экипажей кораблей («Три Святителя», «Норд-Адлер», «Нептунус», «Дрезден», «Любек») и фрегатов («Меркурий», «Проворный», «Патрикий», «Легкий», «Поспешный»), проданных в 1817 г. Александром I Испании. Из погибших здесь известны:
- БОГДАНОВ Дмитрий Андреевич, капитан-лейтенант, командир фрегата "Легкий", в 1792 г. поступил в Морской Корпус
- ЧИЧЕРИН Сергей Николаевич, мичман.
25 ноября 1821 г. бриг "Аякс" под командованием лейтенанта Филатова, возвращаясь из кругосветного плавания, штормом был занесен на банку близь берегов Голландии и затонул у о. Ширмоник-ог. Погибло 3 человека на унесенном волнами баркасе. Жертв могло быть много больше, если бы не отличные действия офицеров и организованность команды. Подошедшие на рыбачих лодках местные жители потребовали плату за спасение людей. Деньги им были обещаны, но после снятия команды с гибнущего корабля, голландцы силой завладели всеми корабельными деньгами. Некоторые из них, сумевшие забраться на борт брига, по сообщению консула "поступали с ним, как с неприятельским судном, взятым на абордаж". Бриг потом был снят с мели, отведен в Гарлинхен, исправлен там, и в следующем году возвратился в Кронштадт. Похищенные рыбаками деньги, старанием голландского правительства, были возвращены почти все и многие пропавшие вещи отысканы. По некоторым данным, одним из погибших был:
- ЛУТКОВСКИЙ Ардалион Степанович, гардемарин.  
2 августа 1830 г. стал на мель севернее о.Тилэ, недалеко от г. Гальмстадт, в проливе Каттегат шлюп "Смирный" под командованием капитан-лейтенанта Шепырева П.П. Все попытки сняться с мели самостоятельно ни к чему не привели. Ветер и зыбь с моря усилились, шлюп стало сильно бить о грунт. Были срублены мачты. Удары стали легче, но в это время сломался руль и румпелем пробило палубный транец. Корабль начало заливать водой, которая вскоре поднялась выше жилой палубы. С помощью рыбаков удалось завести трос на берег и начать переправу экипажа. Во время ее погибли на опрокинувшейся лодке:
- ГОЛОВАЧЕВ Николай, унтер-лейтенант 
- АПТЕМИРОВ Амберда, матрос, 15 ФЭ 
- ГОЛУБЕВ Филипп, матрос, 15 ФЭ 
- ДЕМИДОВ Илья, унтер-баталер, 22 ФЭ 
- КАРПОВ Филипп, матрос, 15 ФЭ 
- МИХАЙЛОВ Терентий, матрос, 15 ФЭ 
- ТИМОФЕЕВ Михаил, матрос, 25 ФЭ 
- ФЁДОРОВ Платон, матрос, 15 ФЭ
Все попытки спасти их закончились безрезультатно. Впоследствии шлюп был снят с мели и продан. Но всего этого могло бы и не быть, если б командир проявил в плавании большую осмотрительность. Ошибка в счислении перед крушением достигала 19 миль. Император Николай I проявил удивительную снисходительность к командиру, освободив его и других офицеров от взыскания, ограничившись только повелением: "...капитан-лейтенанту Шепыреву впредь ... в командование судов не давать..."
В бурную ночь 20 августа 1831 г. отстала от отряда судов контр-адмирала Лазарева А.П. шхуна "Стрела". Отряд вышел из Ботнического залива и направлялся к Дагерорту. Два брига, посланные на ее поиски не нашли никаких следов пропавшего судна. Погибли:
- ШАЛУХИН Михаил (Егорович), лейтенант, командир судна 
- ЧЕРНОГЛАЗОВ Александр, мичман 
- АНДРЕЕВ Петр, мичман 
- ТРАВИН Тихон, кондуктор КФШ
нижних чинов - 47 чел. и 3 штурманских кадета.
Особо всколыхнула всю Россию трагедия, случившаяся 30 августа 1842 г. в проливе Скагеррак с линейным кораблем "Ингерманланд", только что построенного в Архангельске и следовавшего в Кронштадт. Ночью, приняв свет маяка Оксэ за встречное судно, отвернули и наскочили на необозначенные на карте камни в 17 милях от берега. Корабль тотчас же наполнился водой до половины трюма. Попытка подойти ближе к берегу и выкинуться на мель не удалась. Чтобы уменьшить дрейф и крен срубили мачты. Грот-мачта задержалась на вантах, опасно накренила корабль и грозила пробить борт. Мичман Греве с топором в руках, перевязанный концом веревки, беспрестанно покрываемый волнами, перерубил почти все подветренные талрепы, удерживающие мачту, - она свалилась за борт и больше не угрожала кораблю. Но Греве после такого напряженного труда долго не выдержал и умер от холода и изнеможения. Ветер и волнение не давали возможности спустить хотя бы какое-нибудь спасательное средство. Положение экипажа и пассажиров было безнадежным. В первом часу ночи 31 августа священник корабля Василий Назарьин, по просьбе больных, начал причащать их Святых Тайн. Кроме больных и остальные подходили к нему, готовясь предстать на суд Всевышнего. К чести всего экипажа надо сказать, что даже когда у некоторых начал помрачаться рассудок, ни один не решился на самоубийство. Все беспрестанно, а многие громко, читали молитвы. Вера не оставляла людей до самой последней минуты жизни.
Офицеры участвовали в общих работах, являли команде примеры хладнокровия, решительности и мужества. Повиновение матросов было беспримерным. Старые матросы ободряли молодых: "Вместе служили, так вместе и умрем". Когда вода прорвала последние преграды внутри корпуса корабля, все бросились наверх. Священник, в полном облачении на юте, напутствовал всех отходной молитвой. Команда прокричала прощальное "Ура!"
Как ни трудно было матросам, еще хуже было пассажирам, - многим из команды и офицерам было разрешено перевезти свои семьи в Кронштадт. Несмотря на старания, женщины и дети, как более слабые, гибли первыми. Невозможно без волнения читать в воспоминаниях свидетелей душераздирающие сцены разворачивающиеся на обломках корабля.
После полудня 1 сентября ветер стих и из близлежащего к месту крушения городка Мандаль (Норвегия), стали подходить спасательные суда. Первыми оказали помощь русским морякам норвежцы - капитан тендера Николай Николайсен (спас 170 чел.) и капитан шхуны Андерс Бенсен (спас 120 чел.). Вскоре подошел норвежский пароход и снял оставшиеся 150 чел. Всего погибло в море 389 чел., в том числе 20 офицеров, 21 женщина и 7 детей, спаслось 503 чел. Погибли:
- ИСТОМИН Андрей Иванович, капитан-лейтенант 
- ШИГОРИН 2-й Павел Якимович, мичман 
- АБУХОВ Александр Петрович, мичман 
- ГОЛОВАЧЕВ Николай Захарович, мичман 
- ГРЕВЕ Владимир Иванович, мичман
- ЛЕСЛИ Дмитрий Петрович, мичман 
- ПОТКИН Александр, кондуктор 
- РЫДАЛЕВ Филипп, кондуктор 
- НАЗАРЬИН Василий, священник 
- ЧЕБЫКИН, конопатчик
Прикомандированные: 
- АНДРЕЕВ Федор Алексеевич, лейтенант, 24 ФЭ 
- НАЗИМОВ 2-й Петр Андреевич, лейтенант, 8 ФЭ
- НАЗИМОВ 3-й Евгений Андреевич, лейтенант, 19 ФЭ 
- АНИКЕЕВ Дмитрий Иванович, мичман, 8 ФЭ 
- ЧЕВГУЗДИН 1-й Андрей Михайлович, штабс-капитан КМА 
- ЧЕВГУЗДИН 2-й Александр Михайлович, прапорщик КМА 
- БЕЗУМОВ Александр, унтер-офицер КМА, из дворян 
- ВОРОНИН Алексей Сергеевич, капитан КФШ 
- ЗАМАРАЕВ Иван Михайлович, прапорщик КФШ
Пассажиры:
- ЗУБОВ Илья Иванович, майор 8 РЭ
- ЕРШОВ Василий Васильевич, поручик 7 ЛЭ–
- БОРИСОВ Василий Михайлович, полковник КМА в отставке 
- БОРИСОВА Надежда, - дочь Борисова В.М.
- БОРИСОВА Софья, - дочь Борисова В.М.
- ЧАПЛИНСКАЯ Елисавета Давыдовна, - сестра жены командира корабля
- СВЕРЧКОВА Олимпиада Евграфовна, - жена лейтенанта Сверчкова
- Елисавета Андреевна - ее тетка 
- МОРОЗОВ - 13 лет, ехал поступать в Штурманский Корпус 
- ТЕРЕНТЬЕВ Иван - ехал поступать в Штурманский Корпус
Известно, что тело одного из матросов было найдено на берегу и похоронено близь маяка Листер в деревне Крильо.
Касаясь этой трагедии, хотелось бы добавить, что ее расследование контролировал лично Император Николай I. 13 сентября, получив первое известие об этом, он писал: "Ежели несчастное сие известие, подтвердиться, то для перевозки спасенных людей следует послать пароходы "Камчатку" и "Богатырь", и ежели нужно, то транспорты и фрегаты". На втором докладе, основывавшемся на неверных газетных сообщениях, 15 сентября Император приказал: "Строжайше исследовать каким образом спаслись 16 офицеров, тогда как нижних чинов спасено только 150. Ожидаю подробного донесения о сем несчастном происшест вии, и повторяю послать пароходы за людьми". На третьем, 17 сентября: "Ужасно! Вы хорошо распорядились. По прибытии отдать командира под суд, и строго исследовать, отчего при столь малом числе нижних чинов спаслось столько офицеров".
Суд оправдал командира и одобрил поведение подчиненных его, определив:
"1. Что капитан 1 ранга Трескин не может быть обвинен в несоблюдении того, что предпринять должно было по правилам морского искусства, и что крушение корабля приписать должно единственно несчастной случайности.
2. Единственные показания о принятых в сем случае мерах доказывают, что исполнено было все то, что только в подобных обстоятельствах предпринять было возможно.
3. Показания офицеров и нижних чинов единогласно свидетельствуют, что командир не собственною волею покинул остатки корабля, с коего упал он в воду.
4. Что офицеры и нижние чины, все без исключения, исполняли свои обязанности как повелевали долг службы и присяга; причем Комиссия не могла не обратить особенного внимания на особо похвальное сохранение дисциплины и строгой подчиненности команды, чему в подобных случаях имеются столь редкие примеры".
Николай I собственноручно написал на докладе с видимым облегчением: "Обьявить капитану, что Я его не виню в потере корабля; а офицерам и нижним чинам, что Я совершенно доволен их поведением во время сего несчастья".
В 1990 г. жителями города Мандаль был поставлен небольшой памятник погибшим русским морякам. Низкий поклон им и спасибо за память!
6 октября 1850 г. у о. Борнхольм (Дания) стал на мель и затонул винтовой фрегат "Архимед" под командованием капитана 1 ранга Глазенапа В.А. Корабль штормом опрокинуло на бок, пробило дно о камни. " Богу угодно было ниспослать на меня глубокое горе, - писал командир своему брату Глазенапу Б.А., в день крушения, - "Архимед" не существует, или почти так, потому что стоит на мели, пробитый в нескольких местах и полный водою. Несчастие ужасно; но Бог милостлив, и я духом не упал. Мы все живы и здоровы, за исключением восьми (впоследствии оказалось шести) человек, которых я еще недосчитываюсь". Командир был оправдан, но это крушение задержало развитие в России строительства паровых судов. Погибло 6 нижних чинов 4 ФЭ, которые находились на рыбацкой лодке, вместе с 3 местными жителями, пришедшими на помощь терпящим крушение:
- ГАВРИЛОВ Ефрем, матрос 
- ГИРИН Юрий, матрос 
- ИВАНОВ Павел, матрос 
- СОКОЛОВ Егор, матрос 
- ТАКСАС Юрий, матрос 
- ФИЛИППОВ Яков, матрос
Вполне возможно, что около г. Ренне должен быть памятник погибшим.
2 декабря 1853 г. лоц-шхуна "Алупка" Черноморского флота штормом была занесена к проливу Босфор. Открылась течь, экипаж не успевал откачивать воду. Видя невозможность исправить повреждения своими силами и потеряв надежду получить помощь, командир и экипаж приняли решение зайти в пролив. Перед заходом уничтожили всё, что только было можно, просверлили дополнительно дыры в корпусе. Турки взяли команду в плен и два года держали в тюрьме. От болезней в плену скончались:
- АНИКЕЕВ Василий, кондуктор–
- АНЛАДЕЕВ Василий, унтер-офицер, умер 10 января 1855 г.
- ДАНИЛОВ Иван, матрос, умер 10 января 1855 г.
- КУЗМИН Иван, баталер, умер 4 октября 1854 г.
- НЕЧИТАЕВ Яков, матрос, умер 16 августа 1854 г.
Все они были похоронены в г. Стамбул (Турция). Место их захоронения не установлено.
11 декабря 1854 г. в б. Симода (Япония) был застигнут цунами фрегат "Диана" под командованием капитан-лейтенанта Лесовского С.С. Корабль хотя и выдержал натиск волн полностью разрушивших г. Симода, но получил такие повреждения, что при буксировке его в б. Хеда на ремонт затонул. При этом, сорвавшимся с места станком орудия был раздавлен:
- СОБОЛЕВ (СОКОЛОВ А.), матрос и ранено 3 матроса, двое из которых впоследствии умерли от ран.
Похороны нашего матроса были торжественными и пышными, чтобы показать японцам наши обычаи и традиции. Вот как описывал эти похороны священник фрегата протоиерей Махов Василий в своих воспоминаниях: "13 декабря были похороны матроса Соболева. С одной стороны, для исполнения нашего христианского обряда, а с другой, чтобы показать японцам как в России предают земле тела умерших. Погребение Соболева совершалось на отведенном японским правительством месте, церемониально. С берега гроб несли матросы, впереди их: генерал-адьютант Путятин с господами офицерами, я в иерейском облачении и певчие, позади гроба - команда. Процессия такая и громогласное на пути пение "Святый боже..." собрали множество японцев, они падали ниц и дивились на нас..." Могильный памятник, на месте захоронения матросов сохранился до настоящего времени. За ним ухаживают местные жители.
18 августа 1860 г. клипер "Пластун" при возвращении из Тихого океана в Кронштадт, погиб от взрыва крюйт-камеры в Балтийском море, в Ш-57*45`Cев, Д-20*05`Вост. При этом погибли:
- ДИСТЕРЛО, лейтенант, барон, командир корабля 
- РОЗЕНБЕРГ, лейтенант, старший офицер 
- ГАВРИЛОВ, лейтенант 
- ЛЕМАН, мичман 
- ЕВДОКИМОВ, прапорщик КФШ 
- КОЧЕТОВ, прапорщик КФШ 
- САВЕЛЬЕВ, кондуктор 
- ГОЛЬНижних чинов - 67 чел. После взрыва клипер держался на воде не более трех минут.
Шедшие рядом корветы "Рында" и "Новик" успели спасти 3 офицеров, медика и 31 матроса. Несчастье произошло по причине небрежного содержания артиллерийских принадлежностей на корабле. Так как виновные погибли при взрыве, то следственное дело оставили без дальнейших последствий.
В середине декабря 1861 г. пропал без вести в Индийском океане клипер "Опричник" под командованием капитан-лейтенанта Селиванова П.А. Клипер вышел из Шанхая для следования в Кронштадт. Достигнув Батавии, корабль пополнил свои запасы и вышел в океан. Больше сведений о нем не поступало. На сделанное в июне 1862 г. морским министерством распоряжение о розыске клипера, получено было из Голландии сообщение, что барк "Iwaan", выдержавший в это же время ураган в Индийском океане, видел неизвестное судно, державшее курс к центру урагана. Министерство, основываясь на этом сообщении, сделало вывод, что "Опричник" попал в "глаз бури" и затонул. Погибли:
- СЕЛИВАНОВ Петр Алексеевич, капитан-лейтенант, командир корабля
- КУПРИЯНОВ Николай, лейтенант 
- Де-ЛИВРОН Франц Карлович, лейтенант 
- СУСЛОВ 2-й Константин, лейтенант 
- КАРЯКИН (КАРЯГИН) Алексей, мичман 
- ФИЛИПОВ 1-й Николай, прапорщик КФШ 
- ИВАНОВ 2-й Федор, прапорщик КИМ 
- ГОЛОМИЦКИЙ (ГОМОЛИЦКИЙ), врач
Унтер-офицеров - 14, нижних чинов - 73 чел.
В Кронштадском парке был установлен памятник погибшим. Автор памятника неизвестен. Есть предположения, что им был архитектор И. А. Мониггети.
14 сентября 1863 г. на пути из Хакодате в Сан-Франциско у мыса Де-Лос-Рейсе (США) потерпел крушение винтовой корвет "Новик" (командир - капитан-лейтенант Скрыплев), входивший в состав эскадры контр-адмирала Попова. Команда была спасена, американские власти оказали бедствовавшим необходимое содействие. Единственным погибшим оказался:
- ЩЕТНЕВ, матрос
На докладе морского генерал-аудитора Государь Император наложил следующую резолюцию: "Капитан-лейтенанта Скрыплева ни какому взысканию не подвергать, а в прочем быть посему".
Через месяц шхуна "Первая" (командир - лейтенант Наумов) потерпела крушение у о. Хоккайдо (Япония). При эвакуации экипажа погиб в море:
- ПАГУДИН, матрос
Командир признан невиновным в крушении.
12 августа 1864 г., в шторм, на камнях острова Готска-Санде (Швеция), около селения Фаро, разбился клипер "Всадник" под командованием капитан-лейтенанта Бирюлева. Погибли:
- ГЛАДКИЙ 2-й Василий Александрович, лейтенант, тело не найдено
- СЕМИЧЕВ, мичман 
- АЛЕКСАНДРОВ, кондуктор 
- ДОБРОВ Михаил Филиппович, коллежский асессор, младший врач 6 ФЭ, закончил Московский университет в 1856 г., награждён орденом Св.Станислава 3 ст., сын протоиерея в Тамбове.
Нижних чинов - 11 чел. Из них найдены тела только четырех. Все найденные были похоронены на берегу и здесь должен быть памятник на их могиле.
13 сентября 1868 г. фрегат "Александр Невский" ночью сбился с курса и встал на мель недалеко от маяка Аггер, у села Кноппер Люм Фиорд (Дания). Свежий ветер и волна, ударявшая в левый борт, продвигали корабль к берегу, до которого было около 3-х кабельтов. Началось прибывание в трюм воды, это не оставляло больше надежды вывести фрегат на глубину. Стали принимать экстренные меры к спасению команды, - срубили мачты, начали делать спасательные плоты, палили из пушек. Одним из выстрелов оторвало руку заряжающему орудие матросу и выбросило его за борт. Лейтенант Зарин, не умевший плавать, обвязался концом и прыгнул спасать утопающего. Матроса вытянули на палубу и в лазарете, при свечах, врач отнял ему руку выше локтя. Раненый остался жив. Неоднократные попытки установить связь с берегом кончались неудачей. Первая посланная шлюпка не смогла вытянуть конец с фрегата, хотя и достигла берега благополучно, за исключением одного матроса, выброшенного из шлюпки волной и утонувшего. Вторая шлюпка, поднятая валом, была перевернута и четверо бывших в ней тоже утонули. Погибли:
- ЗАРИН 2-й Александр, лейтенант 
- ИКСКУЛЬ фон Гильденбрандт Эмилий, барон, лейтенант 
- ОДИНЦЕВ, квартирмейстер 
- ПОЛЯКОВ, матрос
- ШИЛОВ, матрос
Усилиями команды и местных жителей все спасательные работы были закончены до наступления темноты. Тут же, на взморье, был отслужен благодарственный молебен и затем панихида по утопшим товарищам. Датчане, жители местечка Гарбоэре, проявили к экипажу искреннее участие и человеколюбие. Несмотря на большое количество людей, для всех нашлось место в домах. Военно-морской суд признал виновными старшего на корабле вице-адмирала Посьета, командира - капитана 1 ранга Кремера, старшего штурмана - штабс-капитана Хохлова, вахтенного штурмана подпоручика Левицкого. Но Император, "в уважение геройских подвигов и истинно молодецкого, без исключения всеми чинами фрегата, исполнения своего долга", повелел никого взысканиям не подвергать.
16 ноября 1889 г. в шторм разбилась недалеко от Хакодате шхуна "Крейсерок", бывшая промысловая американская шхуна "Генриетта", конфискованная за незаконный промысел в российских водах в 1886 г. Обстоятельства гибели шхуны неизвестны, так как весь экипаж погиб. Волнами вынесло на японский берег тело одного матроса из команды судна, где он и был похоронен. Известны только трое из погибших:
- ДРУЖИНИН, лейтенант, командир судна 
- НАЛИМОВ Андрей Павлович, лейтенант 
- ИВАНОВ Ф.Е., матрос.